Что за болезнь — дислексия — Блог Викиум

Дислексия и Дисграфия

ВНИМАНИЕ, вы можете помочь вашему ребенку.

У вашего ребенка возникли трудности обучения, возможно причина это ДИСЛЕКСИЯ и ДИСГРАФИЯ. Изучите внимательно как это проявляется.

Если вы увидели данные проблемы у вашего ребенка, то наш ведущий специалист логопед-дефектолог поможет вам. Позвоните и запишитесь к нам в центр на консультацию.

Что такое дислексия?

Речь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.

Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, ею страдают от трех до десяти процентов детей школьного возраста, ее наличие или отсутствие совершенно не зависит от социальной среды, в которой живет ребенок.

Характерные признаки дислексии

— «Перевернутые» слова.
— Неверно построенные фразы.
— Замена букв, похожих по звучанию (3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш) или внешне (Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).
— Перестановка букв в словах («мерто» вместо «метро») или пропуск буквы («мето» вместо «метро»).
— Неуверенное, отрывистое и иногда малоразборчивое чтение вслух.
— Ребенок сосредоточивается на расшифровке слова, ему трудно понять и запомнить то, что он читает.
— Часто этому сопутствуют нарушения латерализации, трудности формирования пространственно-временных ориентировок и недостаток внимания.
— Если ребенок четырех-пяти лет«коверкает» слова, переставляя в них буквы, — это только похоже на дислексию, но это не дислексия, это нормальное явление для такого возраста.
— Даже если он и дальше продолжает переставлять буквы, это еще не патология, диагноз «дислексия» можно уверенно поставить не раньше семи лет.
— Специалисты могут помочь разобраться в истинных причинах затруднений ребенка.

Трудности с орфографией

Дислексия часто сопровождается дизорфографией, иногда дизорфография является следствием дислексии, иногда у нее другие причины.

Дизорфография характеризуется перестановкой слогов или букв, а кроме того — их пропусками, зрительным или слуховым смешением.

— Заметны ошибки в членении текста:ребенок не чувствует, где кончается фраза. Очевидна связь с дислексией — если путаешь один звук с другим, записать их трудно.

— Переписывая текст, ребенок делает в нем орфографические ошибки, постоянно сомневается, пишет плохо, у него много помарок. Ему приходится делать дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на порядке букв.

— Для письма требуется использовать одновременно память и движение.

— Чтобы замаскировать свои трудности,некоторые дети заполняют лист каракулями — так они пытаются напомнить себе очертания буквы, в которой не уверены.

Трудности с орфографией сказываются в основном на школьном обучении, но влияют, кроме того, и на эмоциональную сферу ребенка, и на его социальную жизнь — ведь для него эта ситуация мучительна.

— Оценки за диктант способны только усилить стресс.
— В понятии «орфографическая ошибка» ребенок прежде всего слышит слово «ошибка» и воспринимает это слово как моральную оценку, которая рождает в нем ощущение вины.

Благодаря развитию педагогической практики сейчас обучение чтению сводят не к чтению вслух, но к пониманию смысла прочитанного, а об умении писать судят не только по результатам традиционных диктовок, — и это приносит в рассматриваемом нами аспекте некоторое облегчение для ребенка.

Как понять, трудно ли ребенку учиться читать?

К концу первой четверти подготовительного класса учителя уже видят, как какой ребенок учится читать, но на этом этапе им легче выделить тех, у кого нет никаких трудностей. Одни дети усваивают знания быстрее, другие несколько медленнее, и нужно четко различать реальные трудности в обучении и индивидуальные вариации темпа обучения.

— Если вашему ребенку трудно учиться, подумайте, каковы могут быть медицинские или психологические причины: малыши иногда путают звуки и буквы из-за проблем со зрением или слухом.
— Кроме того, ребенок может с трудом отделять при чтении одну фразу от другой, если он с трудом ориентируется во времени и в пространстве.
— Если ребенок во время чтения постоянно ошибается, не стоит дожидаться конца четверти: попросите квалифицированного логопеда провести диагностику его речи и дать назначения.
— На этой стадии важно исключить «ложную» дислексию и разобраться в истинных причинах трудностей с обучением.

Из числа факторов, влияющих на процесс обучения, не стоит исключать психологические: трудности с обучением чтению могут продолжаться достаточно долго из-за волнения, которое испытывает ребенок в связи с переходом в подготовительную группу или поступлением в подготовительный класс школы.

В таких случаях нет и речи об истинной дислексии, и чуть позже ребенок нагонит упущенное.

Может ли методика преподавания стать причиной трудностей при обучении чтению?

О методиках обучения чтению много спорят. Но то, что дислексия никоим образом не зависит от выбора методов обучения, споров не вызывает.

Тем не менее столь же очевидно, что некоторые дети-дислексики нуждаются в особой педагогической стратегии.

— Педагог должен быть полностью осведомлен обо всех проблемах вашего ребенка.
— Логопед с вашего согласия может обсудить со школьными преподавателями оптимальную стратегию занятий.

Можно ли ребенку помочь?

— В первую очередь речь должна идти, конечно, о занятиях с логопедом, но для детей, страдающих дислексией, этого недостаточно. Впрочем, и в занятиях с логопедом порой необходимо делать паузы.
— У детей-дислексиков, которые меняют местами буквы и вследствие того не способны правильно выстроить для себя содержание текста, понять, что за чем следует, нередки проблемы с психомоторикой.
— Ребенку может понадобиться поддержка психолога, психотерапевта.
— Важно обеспечить малышу достаточный психологический комфорт в семье: чем меньше дома обсуждаются вопросы обучения, тем лучше.
— Создавайте благоприятные условия для игр и развлечений во время досуга.

Обычно с логопедом занимаются два раза в неделю.
Не нужно добавлять малышу еще учебы — не переусердствуйте!

— Обсудите с педагогами, как заниматься с ребенком дома, и выполняйте все рекомендации логопеда.
— Если ваш ребенок начинает читать, не останавливайте его, как бы ни хотелось что-то ему рассказать или почитать ему книжку!

Латерализация — функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга.
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.

Дислексия музыкальная

Мне часто задают вопрос: в чем преимущества метода Дейвиса перед другими методами?

Как специалисту мне известен ряд преимуществ, но остановиться я хочу на одном из самых важных: РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ ДИСЛЕКСИИ.
Дело в том, что в 6-7 лет, многие дети с предрасположенностью к дислексии мало чем отличаются от своих сверстников. Наоборот, они могут проявлять незаурядные способности в своем физическом и интеллектуальном развитии. Разве что иногда они немного более активные, неуклюжие или не очень собранные на фоне своих сверстников. Многие специалисты постсоветской школы считают, что «прыгающие» и «зеркальные» буквы, а также трудности в освоении чтения и письма у детей 6-7 лет — это норма. На самом деле это не так. Просто руководствуясь весьма ограниченным количеством симптомов дислексии, их в арсенале логопеда и дефектолога постсоветской школы всего около 5 -10, они не могут с уверенностью диагностировать дислексию и дисграфию. При таком скудном наличие симптомов понять и оценить уровень отставания ребёнка от нормы, весьма проблематично. В связи с этим, диагноз дислексия, в лучшем случае, озвучивается ближе к 8 — 9 годам, а это уже 2 — 3 класс, реальные трудности, неуспеваемость в школе, накопленный отрицательный опыт и даже отказ от чтения и учебы в целом.

Читайте также:  В чем опасность ЗППП — заболеваний, передающихся половым путем

Мы же, западные специалисты, владеющие самыми современными коррекционными «инструментами» и методом Дейвиса, можем поставить диагноз уже в момент подготовки ребенка к школе и сразу начать коррекцию, позволив ему пойти в 1-й класс без особых проблем.

Дело в том, что в рамках метода Дейвиса имеется около 40 симптомов, что дает точную индикацию и сводит возможность ошибки в определении наличия дислексии, дисграфии или дискалькулии, к нулю. Кроме того, мы знаем и обращаем внимание на то, что довольно часто у детей с проблемами освоения чтения и письма, имееется нарушение концентрации внимания. Такие дети легко отвлекаются, не ориентируются во времени, не владеют навыком определения времени по часам, им сложно систематизировать свои действия. Они с трудом осваивают такие навыки, как завязывание шнурков, застегивание мелких пуговиц, прыжки через скакалку, езду на велосипеде или коньках. Им сложно дается рисование фигур и их закрашивание. У них часто несовершенная координация движений (диспраксия) и им приходится трудно в командных играх.

Часто родители и специалисты ошибочно предполагают, что у такого ребенка есть нарушения зрения и слуха, поскольку он с трудом вписывается в строку, имеет ужасный почерк и неоднократно повторяет одни и те же ошибки.

При письме дети с симптомами дислексии часто пропускают буквы, заменяют их другими, пишут лишние элементы в словах, не ставят знаки препинания, забывают начинать предложение с заглавной буквы, пишут сразу несколько слов слитно. У них чаще всего очень неразборчивый, меняющийся в зависимости от различных побочных факторов, почерк.

При чтении дети с дислексией не могут сконцентрироваться на смысле, поскольку буквы у них часто движутся и меняются местами, и само чтение вызывает большие трудности и требует огромного напряжения, из-за которого они иногда жалуются на головную боль, тошноту и головокружение. Они могут «проглатывать» окончания слов или додумывать их, а также часто терять строку и повторять уже прочитанное.

У детей с дислексией могут наблюдаются сложности с устной речью, с выражением собственных мыслей, которые летят быстрее, чем речь, и она становится путанной и невнятной. Иногда они могут не совсем правильно связывать слова и имеют ограниченный словарный запас.

При дислексии у части детей наблюдается нарушение фонематического слуха. Тогда они путают звуки и не могут соотнести их с буквами. В то же время часто наблюдается хороший музыкальный слух. Они легко запоминают мелодии и даже могут подбирать их на музыкальных инструментах, но затрудняются в освоении музыкальной грамоты и запоминании нот. Часто они умеют слышать то, что другим бывает недоступно. Но обратной стороной этой способности является частое и быстрое отвлечение ребенка на посторонние звуки и другие стимулы.

В математике для детей-дислексиков самым трудным является прочтение и понимание условий задач. Не нужно путать это с дискалькулией. Так как трудности в понимании условия задачи — это симптомы дислексии. Просто в вычислениях таким детям легче воспользоваться наглядными способами – счет на пальцах, например. А иногда даже дойдя до правильного ответа, они не могут изложить его письменно. Им легче решать арифметическую задачу, чем задачу со словами.

Большой проблемой для детей с дислексией и симптомами СДВ, является организация времени. Они затрудняются освоить часы и сказать, который час, не могут запомнить к какому времени года относится тот или иной месяц, просто они затрудняются практически во всех причинно-следственных понятиях и могут путать местами часы, минуты и секунды. Им сложно соблюдать назначенное время. Иногда, увлекшись, они могут просто потерять о нем представление.

В поведении детей с дислексией нередко наблюдается нервозность, беспокойство, гиперактивность. Часто их эмоциональная зрелость отстает от возраста. Они могут быть, как ужасно неорганизованны, так и крайне педантичны, как излишне шумны, так и полностью закрыты. Поэтому сверстниками и педагогами они воспринимаются, как очень сложные и неуправляемые.

Все выше сказанное отражается и может привести к сложностям в социализации среди сверстников и, очень часто, к непониманию ситуации учителями. Их зачастую считают ленивыми, слабоумными с недоразвитым интеллектом. Однако у этих детей сохранный интеллект, а потому они очень страдают от своих особенностей, у них повышается уровень тревожности и падает самооценка.

В определении дислексии существует два подхода:

Педагогический – когда под дислексией понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в стойком повторении ошибок. При этом дети могут во всех других аспектах жизни ничем не отличаются от сверстников, и только необходимость ходить в школу и выполнять домашние задания приводят их в уныние и проявляется в неадекватном поведении. Такая форма поддается достаточно легко коррекции специалистом Дейвиса.

Клинико-психологический – когда проверки выявляют явные органические, физиологические мозговые нарушения, обусловленные патологиями развития, особенностями психики и неврологическими заболеваниями. Это могут обнаружить только специалисты. И они же могут назначить необходимые медикаменты, а для облегчения симптомов дислексии ребенку по-прежнему нужны специальные методы коррекции дислексии и сопутствующих учебных проблем.

У людей с дислексией особое восприятие мира, их мозг работает необычно. Несмотря на то, что дислексия является неврологической особенностью, лечить ее практически невозможно, но существуют способы коррекции, которые могут существенно облегчить таким детям и процесс обучения, и жизнь вообще. Главное – понять, диагностировать и своевременно дать ребенку инструменты с помощью которых он сможет справляться с учебными трудностями.

В случае с дислексией, специалист, владеющий методом Дейвиса, способен найти ключ к каждому конкретному ребенку и помочь ему овладеть способами корректного восприятия информацией. Он же определяет эффективность и специфику коррекционного курса.

Итак, если ребенок клинически здоров, то для коррекции дислексии очень эффективным является метод Дейвиса. Он помогает приобрести необходимые навыки в обучении, используя сильные стороны ребенка, и направлен не только на изучение симптомов дислексии, но и на саму ее внутреннюю суть. На сегодня это наиболее эффективный метод коррекции дислексии и очень результативный.

Многие не в курсе, что метод Дейвиса создан человеком, родившимся и страдающим от тяжелой формы дислексии. Таким образом его метод — это уникальная точка зрения, обобщенная и основанная на собственном жизненном опыте. Это подход человека, знающего не понаслышке, что происходит в голове у ребенка с дислексией, который мыслит, в отличие от обычных людей, образами, а не словами. Дейвис осознал эту проблему «изнутри», а потому смог создать единую систему преодоления этих симптомов. Вероятно поэтому, попадая к нам, дети с дислексией, видят, что их понимают и охотно занимаются по этой методике. Перед ними открывается новый мир, им начинает удаваться то, что раньше было недоступно, и они приобретают уверенность в себе.

Иногда, чтобы коррекция была более эффективной, мы предлагаем определенным клиентам посетить других, смежных специалистов, например:
Психолог поможет понять, каковы трудности в социализации ребенка. Насколько ребенок самостоятелен и соответствуют ли его бытовые навыки норме. Насколько ребенок замкнут и есть ли у него проблемы в коммуникации.

Невролог, в случае необходимости, отправит ребенка на томографию или энцефалограмму мозга, допплерографическое исследование сосудов, что позволит выявить необходимость медикаментозной поддержки.

Нейропсихолог по результатам своих исследований может помочь выстроить новые нейронные связи. Процесс этот длительный – 9-12 месяцев, и те, кто предлагает решить проблему за более короткие сроки, просто авантюристы и обращаться к ним не следует. Выстроенные новые нейронные связи — хорошая почва для усвоения инструментов метода Дейвиса.

Читайте также:  Раствор для ингаляции Boehringer Ingelheim Беродуал - «♥ Беродуал или Пульмикорт Что выбрать, если п

Поскольку процесс коррекции требует времени, то наряду с желанием самого ребенка и для успешной помощи специалистам, необходимо, чтобы родители принимали активное участие в этом процессе.

В первую очередь надо усвоить и понять, что ваш ребенок мыслит не словами, а образами и картинками. Поэтому от обилия слов и чтения он устает, а описывать образы попросту не умеет. Отсюда и бедный словарный запас, и сумбурная речь, и невнятные высказывания. Поэтому основным является развитие речи ребенка и пополнение его словарного запаса. Но не просто, объясняя ему словами, а используя специальную технику чтения в образах, например такую, как в методе Дейвиса. Основная проблема человека с дислексией не столько в самом чтении, которому его пытаются научить специалисты, не владеющие специальными методами, сколько в понимании прочитанного.

При этом важно понимать, что часто родители и педагоги не проявляют деликатности, нервничают и показывают свое нетерпение. Что, конечно же, в случае с дислексией и дисграфией приводит к отказу от занятий чтением и письмом. Ведь любой человек старается избегать неудач и теряет интерес к занятиям, если они ему не даются, и он чувствует давление и раздражение со стороны. Поэтому ребенка с дислексией, особенно до курса коррекции, не следует заставлять читать. Ребенок с дислексией должен пройти коррекцию, где его научат правильным навыкам чтения и письма. А родители на период коррекции должны взять чтение на себя или стараться знакомить его с информацией другими, доступными сегодня, путями. Это аудиокниги и аудиоспектакли, фильмы и театральные постановки, художественные выставки и концерты.

Поскольку, как говорилось ранее, дети с дислексией часто имеют проблемы с координацией движения (диспраксию), большую помощь им могут оказать занятия спортом и различные дыхательные упражнения. Часто детям с дислексией и СДВ не подходят командные виды спорта, но хорошо помогают общеразвивающие упражнения на разные группы мышц и упражнения, укрепляющие вестибулярный аппарат такие как: ходьба, танцы, плавание, ушу и др.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, мы, специалисты метода_Дейвиса, утверждаем, что дислексия – это не приговор! Просто необходимо запастись терпением и оказать ребенку необходимую помощь и поддержку.

Не забывайте, что методу Дейвиса уже более 30 лет, он завоевал авторитет в более чем 40 странах мира, где существуют подобные центру DARON центры коррекции дислексии. Kнига «Дар дислексии» переведена на 21 язык. Методисты центра DARON владеют несколькими иностранными языками, а потому могут впоследствии провести курс коррекции и на иностранном языке. Курс проводится в динамичной обстановке, без монотонных заданий, и несмотря на 6 часов занятий в день, не вызывает переутомления и отказа от занятий. И детям, и взрослым нравится специфическая форма подачи материала и умение методистов центра DARON установить доверительные отношения с первых минут занятий. В рамках курса Дейвиса присутствуют элементы творчества, а это часто помогает открыть потенциал, являющийся сильной стороной человека с дислексией, на который можно опираться в дальнейшем.

Главное – это то, что метод Дейвиса не имеет возрастных ограничений и всегда дает положительные, видимые результаты в течение непродолжительного времени. Курс длится всего 5 дней или 30 часов.

C уважением, Лора Закон,
Методист Международной Ассоциации Дейвиса,
Директор международного центра коррекции дислексии DARON.

Дислексия музыкальная

Дисграфия и дислексия — кто виноват, и что делать?

Много неприятностей, сложностей, разочарований, досады и проблем приносят родителям нарушения речи, чтения и письма у их детей. Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

ДИСЛЕКСИЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения (брадилексия). Более значительными проявлениями дислексии являются стойкие и специфические ошибки чтения.

Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребенка.

Неудачи школьника при овладении чтением могут способствовать возникновению и закреплению таких черт характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, агрессивность, озлобленность, негативизм. В одних случаях эти аффективные реакции являются следствием дислексии. В других случаях они непосредственно не связаны с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включаясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что ошибки чтения закономерно встречаются у всех детей на начальных этапах обучения чтению.

У обычных детей ошибки при чтении, даже специфического характера, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы.

Таким образом, дислексия определяется в результате наблюдения за ходом освоения нового учебного навыка для ребёнка и его анализа. При дислексии нарушения чтения носят избирательный характер и представляют собой явное несоответствие с успехами по другим предметам.

1. Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраняться у ребенка в течение многих месяцев и лет.

2. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер.

При дислексии наблюдаются следующие специфические ошибки при чтении:

Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).

Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую, «бухштабируются». Например, РАМА — Р,А,М,А.

Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении лишних звуков при чтении, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.

Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.

Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.

Формы дислексий и дисграфий

Фонематическая дислексия и дисграфия

Наиболее часто встречается фонематическая дислексия и дисграфия (по традиционной терминологии акустическая). Ее описывают под разными названиями практически все авторы. Детям с этой формой дисграфии трудно услышать звуковой состав слова. Они плохо ориентированы в звучании слов, звуки речи путаются, сливаются между собой в словах и сами слова нередко сливаются друг с другом. Слышимая речь плохо воспринимается. А для правильного письма необходима тонкая слуховая дифференциация звуков, анализ всех акустических смыслоразличительных признаков звука. Проявляется фонематическая дисграфия на письме в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. Слово «щетка» пишется как «четка», слова «копия» и «копья» звучат и пишутся одинаково. Частая ошибка – замена гласных даже в ударном положении. Что-то ребенок понимает точно, а что-то очень приблизительно. Возникают трудности и при усвоении правил правописания, так как ребенок не слышит всех изменений звука при грамматическом изменении слов, не делает необходимых обобщений и не чувствует связи слов. Ошибки возникают и при чтении: дети путают буквы, пропускают согласные при стечении, переставляют слоги, читают по догадке.

Читайте также:  Задержка и коричневые выделения причины, консультация гинеколога

Оптическая дислексия и дисграфия

Оптическая дислексия и дисграфия (зрительная по другой терминологии) обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Чтобы научиться читать и писать необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает. В истории человечества буквы приобрели такое большое значение, что в мозге, в его левом полушарии, выделилась специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (З — Э, Р — Ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (Л — Д, З — В), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (Н – П – И, Т – Г). Дети, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок. К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.

Кинетическая (моторная) дислексия и дисграфия

Как самостоятельную, эту форму нарушения письменной речи выделяют не все авторы. Однако, многие отмечают нарушения движений глаз в процессе чтения (окуломоторную дислексию). Неподвижный взгляд практически не воспринимает сложное по структуре изображение. Всякое сложное восприятие осуществляется с помощью активных, поисковых движений глаза. Перевод взора с буквы на букву, со слова на слово, со строки на строку имеет свои закономерности. Детям не всегда удается овладеть ими беспрепятственно. Кинетическая (моторная) дисграфия обусловлена определенными требованиями к движению руки, если они не соблюдаются, возникают характерные трудности движения руки во время письма.

По поводу правомерности отнесения дизорфографии к дисграфии тоже нет единства мнений. В настоящее время это наименее изученная категория нарушений письма. Считается, что при дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы, на странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок не может определить, где именно нужно применить хорошо известное ему правило, не может обнаружить ошибку и тем более ее исправить. Иначе говоря, «правила знает, а применить не может». Обнаружение орфограмм и решение орфографической задачи требует владения морфологическим анализом слов, достаточного лексического запаса, способности выбирать необходимые проверочные слова по формально грамматическим признакам. Трудности в овладении орфографическими умениями отмечаются не только в начальный период обучения, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми являются ошибки на правила, которые изучаются в начальной школе. Особый род дизорфографии представляет собой стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Дети с дизорфографией особенно нуждаются в логопедической помощи. Без нее они часто оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

Вторичная (неспецифическая) дислексия и дисграфия.

Все эти виды дисграфий являются первичными, т.к. обусловлены нарушением одной из базисных для письменной речи предпосылок. Отличительной особенностью вторичных нарушений чтения и письма является отсутствие специфических предпосылок к ним. Такие дети легко дифференцируют фонемы, ориентируются в звуко-буквенном анализе слова, узнают сложные зрительные изображения, у них нет ограничений в движениях. В возникновении вторичных дислексий и дисграфий существенную роль играют дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания. Плохая слухо-речевая память мешает запомнить прочитанный или диктуемый текст и правильно воспроизвести его. Особое значение имеет темп деятельности во время письма и чтения. Дети, которые по каким-либо причинам, не успевают писать и читать в заданном темпе, торопясь выполнить задание, делают самые разнообразные ошибки. Можно подумать,что у них присутствуют все виды дислексий и дисграфий сразу. Однако, при снижении темпа эти дети достаточно хорошо читают и пишут.

Что могут сделать родители?

• Первое — это, конечно, посетить специалиста, для точности постановки диагноза. И уже потом совместно с врачом, разрабатывать и искать пути коррекции этих проблем.

• Запомните! Не когда не начинайте преодоление дисграфии с упражнений в письме. Очень часто ребенок не успевает в письме, так как не различает на слух некоторые звуки. И абсолютно бесполезно мучить его диктантами, не научив предварительно различать звуки. Причину искать надо – ведь если ребенок не владеет анализом речевого потока, или не различает сходные по написанию буквы, успехов в улучшении качества письма диктантами вы не добьетесь. Это будут лишь упражнения в неправильном письме, и больше ничего.

• Бывает и так, что причину нарушений письма или чтения, отыскать не удается. И родителям кажется, что для дисграфии здесь нет никакой почвы. Эти случаи можно объяснить так – письмо, сложный вид деятельности, который состоит из ряда разных по сложности операций, которые необходимо выполнять одновременно: это умение различать все составляющие их звуки, соотносить эти звуки с буквами, выбирая при этом соответствующие буквенные знаки и переводя зрительные образы букв в двигательные, а также определять последовательность звуков в слове, не говоря уже о необходимости соблюдения графических норм и хотя бы самых элементарных грамматических правил. Детям тяжело соединить все эти операции в одну, и не стоит удивляться, если по отдельности ребенок все это умеет, но не может выполнить все операции одновременно. А тем более тяжело соединить эти операции воедино, если хотя бы одной из них ребенок не овладел полностью, на 100%. Установить точный диагноз и причину нарушений – вот залог успешной коррекции.

Советы родителям специалисты дают разные, меня заинтересовали те, которые, возможно не совсем традиционны, но логика в них есть:

  1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, и среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.
  1. Запишите ребенка в секцию ушу. Китайская гимнастика как нельзя лучше поможет справиться с проблемами правописания, так как в ее основе — дыхательные упражнения, подстегивающие развитие подкорки.

3. Вашему малышу не подходит ушу? Запишите его в музыкальную школу — занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику рук, что немедленно и лучшим образом отразится на письме.

4.Приучите его каждое утро и вечер массировать шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, принимать контрастный душ, все это активизирует мозговую деятельность.

5. Без игр никак нельзя – при всех видах дисграфии или дислексия, не будут лишними игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.

Если у ребенка нет четкого наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони, и отгадывать их.

7. Занимайтесь кинезиологическими упражнениями-они дают очень ощутимый результат! (Скачать можно в интернете.)

Ссылка на основную публикацию
Что должен помнить каждый на случай анафилактического шока на лекарство
Трихопол : инструкция по применению Состав • Действующим веществом лекарственного препарата является метронидазол. 1 мл раствора содержит 5 мг метронидазола....
Что делать при запорах у грудничка на грудном вскармливании
Лечение запоров у детей: что мама может сделать? Запор у младенцев — явление довольно частое, и многие мамы, особенно неопытные,...
Что делать при зубной боли
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗУБНОЙ БОЛИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ? На сегодняшний день редко кто не сталкивался хотя бы раз с зубной...
Что должен уметь ребёнок в 4 месяца — таблица для девочки
Что надо знать родителям о развитии ребенка в 4 месяца? Любая мама тщательно подмечает изменения в развитии своего малыша, ждет...
Adblock detector