ФГБНУ НЦПЗ; Патология психического развития

Чем отличается зпр от зпрр

Что такое задержка психического развития (ЗПР)?

Задержка психического развития – негрубое и обратимое нарушение познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Отличие ЗПР от других тяжелых патологий нервной системы в том, что это нарушение вызвано главным образом слишком медленной скоростью созревания нервной системы. По статистике, ЗПР встречается у 16% дошкольников старше 4 лет и младших школьников.

Многие родители считают диагноз «ЗПР» приговором, но это неправильная позиция. При своевременной диагностике и коррекции ребята с задержкой психического развития постепенно догоняют своих ровесников и ничем от них не отличаются по уровню интеллектуального и физического развития.

Дети с ЗПР не чувствуют ответственности за свои поступки и не контролируют их, не видят себя со стороны, не подчиняются установленным правилам, в большинстве случаев не могут наладить хорошие отношения с взрослыми и сверстниками. Основная их деятельность – игровая. Они не проявляют интереса к учебе, не задают вопросов об окружающем мире и т. д. Слабое место детей с ЗПР – это усидчивость и внимание. Они быстро теряют интерес, нетерпеливы, им сложно высидеть на одном месте более 20 минут. В плане речевого развития и познавательной деятельности заметно отстают от других детей, так как у них плохая память, снижено внимание, слабо развито абстрактное мышления, они смешивают понятия, не могут выделить основные признаки предметов, явлений и другое. Их основная цель – получить удовольствие, поэтому, как только им что-то надоедает, они сразу переключаются на другое занятие или предмет.

У детей с ЗПР немного друзей – как среди сверстников, так и среди учителей и взрослых. Часто они очень одиноки, играют одни или с взрослыми, поскольку с трудом усваивают правила и нуждаются в том, чтобы кто-то их постоянно направлял. Их поведению свойственны страх, агрессия, замедленная реакция, неспособность вести нормальный диалог.

Программа коррекции подбирается в зависимости от вида ЗПР, который диагностирован у ребенка. Принято выделять 4 вида этого нарушения:

1. ЗПР конституционального происхождения

Такие дети отличаются небольшим весом и ростом. В школе и садике они очень любопытны, быстро обзаводятся друзьями, так как характер у них обычно мягкий и веселый. Учителя постоянно делают им замечания за непоседливость и разговоры на уроках, опоздания. У них плохо развиты мышление и память, поэтому их успеваемость оставляет желать лучшего. При этом типе ЗПР прогноз, в целом, благоприятный. При обучении необходимо больше использовать наглядно-действенный принцип. Полезны занятия для развития внимания, памяти, мышления, они должны проходить под руководством психолога и дефектолога.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Данный тип ЗПР возникает вследствие перенесенных тяжелых инфекций или черепно-мозговых травм в раннем детстве. Интеллект сохранен, но присутствует психический инфантилизм и астения. Дети привязаны к родителям, без них сильно скучают, плачут, становятся беспомощными. На уроках они не проявляют никакой инициативы, быстро устают, крайне не организованы, учеба им неинтересна, нередко отказываются отвечать на вопросы учителя, при этом тяжело переживают неудачи и низкие оценки. Детям с соматогенной формой ЗПР необходимо обучение в школе санаторного типа, где они смогут получить круглосуточную медицинскую и педагогическую помощь. Если соматические причины будут устранены, то в дальнейшем коррекция психического развития пройдет быстро и успешно.

3. ЗПР психогенного происхождения

Дети с данным видом ЗПР испытывают недостаток внимания и тепла со стороны близких родственников, особенно матери. Часто они растут в неблагополучной семье, среди скандалов, их социальные контакты однообразны. Дети испытывают постоянную тревогу, «забитые», им сложно принимать самостоятельные решения. Плохо развита способность к анализу, они живут в собственном мире, часто не различают плохое и хорошее, имеют небольшой словарный запас. Дети с психогенной формой ЗПР отлично реагируют на коррекционные занятия и быстро нагоняют сверстников.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Нарушение вызвано органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности, тяжелых родов или из-за перенесенных болезней. В результате астении дети быстро утомляются, плохо запоминают информацию, с трудом сосредотачиваются на одном занятии. Примитивное мышление, заторможенные эмоциональные реакции, внушаемость, быстрая потеря интереса, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми, проявление агрессии и страха, смешение понятий «хочу» и «надо» – вот характерные черты детей с ЗПР данного типа. Прогноз при данной форме ЗПР не очень благоприятный, до конца скорректировать состояние не удается. При отсутствии коррекции ребенок начинает регрессировать.

Дети с ЗПР нуждаются в комплексной помощи психолога, невролога, логопеда-дефектолога. Процесс коррекции длительный, сложный, прерывать его крайне нежелательно. Обязательная часть коррекции ЗПР – медицинская помощь: прием лекарственных препаратов по определенной схеме, физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, водолечение. Назначает комплексное лечение детский невролог.

На развитие эмоционально-волевой сферы благотворно влияют арт-терапия, сказкотерапия, игровая терапия, которые проводит психолог. Развитием интеллектуальных способностей – памяти, внимания, мышления, а также речи занимается логопед-дефектолог. Специалисты рекомендуют отдавать детей с тяжелыми формами ЗПР не в обычные детские сады и школы, а профильные – VII вида. Хороший вариант – обучение в коррекционном классе обычной школы, где обучение проходит по определенным принципам:

  • новый материал объясняют ребенку небольшими порциями и многократно повторяют, чтобы он смог хорошо его усвоить;
  • используется большое количество наглядного материала;
  • частая смена различных занятий, чтобы ребенок мог максимально сконцентрироваться и не терял интереса.

Почему в коррекционном классе ребенку будет лучше? Дело в том, что в обычном классе ребенок с ЗПР будет сильно отставать от остальных учеников и страдать от насмешек и статуса неудачника. Будьте готовы к тому, что коррекция займет много времени, но у большинства детей с ЗПР прогноз благоприятный, поэтому нужно верить в успех!

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь. Оказывайте ребенку поддержку. Не следует чрезмерно его опекать, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с обучением, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.

Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой. Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.

Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

Шаг 1. Обратитесь к неврологу, которому доверяете. Следуйте его советам.

Шаг 2. Найдите центр по развитию речи, где есть нейропсихолог, логопед, дефектолог.

Шаг 3. Помните: главное – комплексный подход и занятия дома.

Шаг 4. Ищите подходящую школу или класс, где будет осуществляться индивидуальный подход с учетом возможностей вашего ребенка.

Читайте также:  Курение при панкреатите поджелудочной железы; можно или нет

Людмила Петрановская: «Задержка психического развития – не приговор»

Читайте также

Пятый гол. Как приемная дочка «заразила» любовью к футболу всю семью

Соломоново решение: ребенок все равно останется в проигрыше

Как быстрее найти маму

Владимир Песня: «На усыновление нельзя идти как на Голгофу»

Подарим подросткам шанс на детство

«Он боится снова остаться без звуков»

«Я посмотрела на Диану и поняла: уехать домой одна уже не смогу»

Узники интернатов

«Правда менее травматична, если говорить о ней, как о норме»

«Антону нужно прожить его украденное детство»

Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Его ставят сиротам практически «не глядя». Известный российский психолог Людмила Петрановская рассказала о том, почему не надо бояться этого диагноза, если вы берете в семью ребенка из детдома.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

– Каковы причины задержки психического развития у детей?

– В отличие от умственной отсталости, – это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.

– Всегда ли справедливо ставят этот диагноз в детдомах?

– Хорошо, если ставят только задержку, но очень легко ставят умственную отсталость, а этот диагноз, в отличие от ЗПР, не предусматривает обучения в массовой школе.

– Чем внешне отличается ЗПР от умственной отсталости?

– Ребенок с умственной отсталостью не только позже начинает читать, он имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть. И даже технологии не всегда помогают с ним справиться. Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития. Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.

Детям в детских домах психолого-педагогические комиссии все эти диагнозы ставят на основании получасовой беседы с ребенком, во время которой невозможно не только обнаружить разницы между этими двумя диагнозами, но и отличить их от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи.

– Получается, что процент ошибок достаточно велик?

– Да, получается, что так. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она, по оценкам экспертов, может доходить до 50%.

– Значит, потенциальных приемных родителей может не пугать этот диагноз, если им понравилось фото ребенка в интернете?

– Вообще, даже дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Я знаю немало семей, которые воспитывают детей с таким диагнозом. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Но это же не конец света! Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.

Конечно же, с другой стороны, велика вероятность, что диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже детей с органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы.

Сейчас уже диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.

– Как возникает задержка?

– ЗПР может формироваться как в семье, так и в учреждении от недостатка количества актов общения в сутки.

Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им занимается почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.

Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении — от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть до 15 детей. Ребенок в такой ситуации понимает, что проси-не проси, зови-не зови, воспитатель к нему не подойдет, а подойдет тогда, когда написано в распорядке. Расписание важнее реальных потребностей ребенка. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.

– Сколько времени занимает преодоление диагноза в семье?

– По-разному. Если была длительная задержка, то даже занятия с детьми с ЗПР полностью ее не компенсируют. Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда дети во всех сферах отстают равномерно. С возрастом это вообще перестает быть важным. Серьезнее ситуация, когда у ребенка диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать еще и дополнительные методики.

Есть чудесные ситуации «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной ситуации, как бы «замораживаются» в развитии, «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего ребенка, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они очень быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.

Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души они сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.

Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к ненормальной жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.

Читайте также:  Шунтирование мозга, восстановление после операции и возможные осложнения

Людмила Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, блогер.

Научно-практический центр психофизиологии
аномального развития

контактный телефон центра +7(909)584-66-21

  • Главная страница
  • Чем мы можем Вам помочь
  • Кто с Вами будет работать
  • Что почитать
  • Как нас найти
  • Научная работа
  • Количественная ЭЭГ
  • Карта сайта

Эдик поступил на лечение в 3 г.3 мес. с жалобами на отставание в психоречевом развитии.

Данные анамнеза: Ребенок от 2 беременности. Беременность протекала с токсикозом 1-2 половины, угроза выкидыша на 24-37 неделе. В течение беременности мать перенесла нервный стресс. Роды в срок, проводилась стимуляция родовой деятельности, ребёнок закричал сразу, вес- 3700 г, рост 51см. К груди приложили на 2 сутки, сосал активно. Психомоторное развитие: головку держит с 3 недель, сидит с 6,5мес. стоит с 9мес. ходит с 1 года. Гуление и лепет по возрасту. Со слов бабушки, в возрасте 3 мес. замедленно реагировал на окружающих, не было комплекса оживления при подходе к матери. Сам на руки не просился, но когда брали, не плакал и не просился обратно. Не любил в комнате оставаться один, начинал беспокоиться. Если брали на руки чужие, искал глазами мать или бабушку. С 3 месяцев проявлял интерес к игрушкам: музыкальным, вертящимся. Брал игрушку в руки, тянулся к телефону. В дальнейшем сидя в манеже, рассматривал положенные игрушки, оречевлял. На имя не реагировал.

С 1,5 лет стали замечать хождение на цыпочках. Невропатолог отметил повышение мышечного тонуса. Поставлен диагноз: последствия перинатальной энцефалопатии в виде синдрома задержки психоречевого развития, эписиндрома в форме пароксизмов в виде атипичных абсансов. (с 1,5 до 2 лет частые, с 2-х — редкие). Плохо спал, просыпался. Ночью плакал с закрытыми глазами. К 3 годам сон стал спокойнее. В этом же возрасте начал опираться на полную стопу при ходьбе. Стал внезапно подходить куда-нибудь и ударяться головой, подпрыгивал, бил себя по лицу. Обращения не было. Если хотел есть или пить, тянулся рукой.

С 3 лет пошел в д/с. Страха перед детьми не испытывал, не контактировал, просто смотрел.

Осмотр невролога: от 25.05.2001: отчетливых очаговых симптомов нет. Мышечный тонус дистонический, повышен в разгибателях ног, стопа — в варусной установке, осанка вялая, лопатки «крыловидные», справа больше, чем слева. Сухожильные рефлексы снижены, быстро угасают,. Речь на уровне звукосочетаний, обращенную речь понимает. Игровые действия по возрасту, контактный.
Диагноз: ОНР, задержка речевого развития на резидуально-патологическом фоне, пирамидная недостаточность легкой степени, гипертензионный синдром в стадии субкомпенсации. Прошли курс медикаментозного лечения, остеопатии, в том числе за границей.

Осмотр логопеда (март 2001 г.): на приход логопеда выбежал в коридор, смотрел с интересом. Страха не испытывал, но близко не подходил. Бесцельно бродил по комнате. Пытался доставать игрушки, но не показывал, а просто ставил посередине комнаты. Отсутствует отклик на имя, на другие обращения. Отсутствует жестовая речь. Может очень короткое время следить за движущейся игрушкой. Реагирует на звучащую игрушку, сам включает музыкальные игрушки. Вложил фигуры в пазы. Счет — до 5, считает с радостью, смеется,. при счете называет первые слоги. Избирательная ответная реакция на слова. При прощании сказал «пока» и махал кистью руки.
Заключение: грубая задержка психоречевого развития с аутистическим поведением. Первые несколько занятий совсем не сидел («полевое» поведение). Не было зрительной фиксации на предмете. Следил за игрушкой только тогда, когда ее доставали из пакета, или если она двигалась. Совместно играл только в те игры, где надо было что-то складывать. От сюжетных игр отказывался, начинал бесцельно бродить по комнате. Если игра заинтересовала, то мог в течение 7 минут с ней играть. На словесные инструкции не реагирует. Положительную динамику давал очень медленно. Был рекомендован на курс ТКМП.

Первый курс проведен в период с 28.05.2001г. по 18.06.2001 г.

ТКМП № 1 первого курса проведена 28.05.2001 г. т в течение 15 мин, ТКМП № 2 проведена 4.06.2001 г. ТКМП № 3 проведена 9.06.2001 г. В течение последующих недель отмечено: мальчик стал немного понимать словесные инструкции, сидеть по 10 мин. за столом, рассматривать предметы. Стал играть в совместные с логопедом или психологом игры — катать шары через ворота, выкладывать пирамидку, играть в игру «Почтовый ящик». Мальчик собирает любые геометрические формы из частей, если увидит образец, как надо делать. Отмечены выраженные эхопраксии. У ребенка прекрасная зрительная память. Знает цифры до 16, пытается их писать, Все, что связано со счетом, его успокаивает. На некоторых заданиях как бы застревает, быстро образуются стереотипии, с большим трудом переключается с них. На невербальном уровне различает цвета и оттенки. Нет игровой деятельности, игрушками только манипулирует. К концу месяца отмечено появление интереса к картинкам, стал пытаться рисовать круги, полоски, следит за рисунком взрослых. Стал чаше повторять слова, но только на занятии в определенных случаях. Стал следить за сюжетной игрой, слушать небольшой рассказ, но не по книге. Может рассмотреть картинки в книге, но делает это редко. Стал спокойнее на занятиях.

Осмотр логопеда (сентябрь:2001 г): на занятиях сидит, не бегает по комнате. Радуется приходу логопеда. Выполняет некоторые поручения: «Выключи телевизор!», «Дай пластилин» и др. Пытается обводить по трафарету, дорисовывать колеса у машины.. Любит на картинках разглядывать людей, особенно детей. Постоянно стал оречевлять свою деятельность повторением различных слогов. «Строитель» собирает по цветовой гамме, не путает. Все предметы выстраивает друг за другом и не дает переставлять. Свободно стал собирать пирамидку, формы разного объема.

Второй курс проведен в период с 4.09.2001 г. по 24.09.2001 г.

Третий курс ТКМП проведен в период с 26.11.2001 г. по 10.12.2001 г. (по 3-5 процедур на курс).

Осмотр логопеда (после третьего курса- декабрь 2001 г.): мальчик спокойно сидит на занятиях при смене деятельности до 45 минут. Стая понимать ситуативную речь, выполнять простые поручения. Занимается с желанием, сак ставит стол, несет пособия. Улучшилось внимание, стал легко переключаться на другую деятельность. Пытается повторить за логопедом мимические движения лица, звуки. Появилось много новых звуков, немного увеличился словарный запас. Стал помогать строить разные постройки. Появился простой сюжет в игре, пытается повторить игру детей в группе. Любит работать с пластилином, рисовать, играть со строителем, клеить аппликации .Соотносит рисунок с контуром и аккуратно наклеивает по образцу. Сам рисует солнце и лучи, тучу и дождик. Лепит ноги у животных на то место, где они должны быть. Хорошо развито пространственное восприятие: собирает геометрические фигуры, на листе бумаги четко знает, где верх, где низ листа, знает, где верх в комнате. Стал соотносить цифры с количеством пальцев в пределах 5.

Осмотр логопеда: ( через 4 мес после третьего курса ТКМП- апрель 2002 г.): появилось много слов существительных и небольшой набор глаголов. Стал повторять слова, предложения. При самостоятельной речи употребляет часто только первый слог или ударный слог слова Активный словарь очень беден, предложений 2-3, но при показе картинок знакомых животных называет. Подбирает парные картинки. Находит знакомые предметы уже на других предметах (колготках, картинках, футболках и т.д.) и сам их называет. Стал повторять за матерью стишок. Стал проявлять агрессию по отношению к детям и взрослым, но если удивишься и спросишь: «За что ты ударил?», начинает гладить. Постоянно от воспитателей требует внимания. Сам вырезает и наклеивает части тела, детали машин и т.д. Пытается раскрашивать картинку в пределах контуров, но не всегда получается. Карандаш держит в кулаке, но если поправишь, держит правильно, но не долго. Ножницы держит правильно, начинает вырезать круги, овалы получаются хуже, рисует головонога вместо фигуры человека. Счет до 12. Узнает цифры в часах, если вместо цифр палочки, может показать и назвать по порядку.

Читайте также:  Без проведения стимуляции в естественном цикле или с минимальной стимуляцией (в

Осмотр психолога (через полгода после третьего курса- от 6.06.2002 г.): контакт постепенный, задания выполняет с удовольствием, интерес к играм есть, но избирательный: лучше работает с объемным материалом, хуже- с картинками. Поведение в ситуации обследования- адекватное. Темп работы- средний. Ребенок импульсивный, может не довести дело до конца. При стимулировании заканчивает его без резких реакций негативизма. Работоспособность средняя, требуется постоянная смена деятельности. Восприятие: геометрические формы и вкладыши делает с помощью проб и примеривания, простые- зрительно. Цвета показывает, соотносит. Инструкцию слышит, выполняет. Внимание неустойчивое, истощаемое. При интересе- трудности переключения. Помнит, где и какие игрушки лежат, где задания, помещение для занятий. После третьего курса ТКМП в динамике более устойчивое внимание, работоспособность. Эмоциональный фон положительный. В группе д/с тянется к детям, повторяет все игры. На групповых занятиях неусидчив, ходит по группе.

Четвертый курс проведен в период с 10.06.2002 г. по 8.07.2002 г.

Осмотр логопеда ( через полгода после четвертого курса ТКМП — от 29.01.2003 г.) перед пятым курсом: появилась простая фраза, соотносит ее с ситуацией. Слушает сказки в простом изложении с опорой на картинку. Много эхолалий, повторяет слова, когда сам чем-то занят. Проявляет интерес к книгам. Знает понятия «овощи, фрукты, животные, одежда». Узнает буквы в книгах.

Осмотр психолога: (через 8 мес после четвертого курса ТКМП -от 5.02.2003 г.): контакт постепенный, через маму. Задания выполняет с удовольствием. Интерес избирателен — с картинками работает только со стимулированием. Темп работы с объемным материалом быстрый, с картинками средний. Поведение в ситуации обследования адекватное. Работоспособность — средняя, но более длительно работает без смены деятельности. Перцептивные задания: — классифицирует по цвету, складывает пирамиды с учетом формы, цвета и величины. Использует зрительное соотнесение и целенаправленные пробы. Инструкции выполняет полностью. Эмоциональный фон положительный. Причинно-следственные связи не устанавливает даже на простых картинках. После 3-х уроков — выложил правильно последовательность картинок. Внимание устойчиво при интересе, на речевом материале крайне истощаем. Зрительную и слуховую память не удалось проверить. Но по реакциям можно судить, что часть предъявляемого материала мальчик помнит.

Пятый курс ТКМП проведен в период с 5.02.2003 г. по 4.003.2003 г.

На контакт с психологом пошел сразу, в процессе занятий активен, целеустремлен, настойчив, работоспособен- удерживает темп работы на протяжении всего занятия. Познавательный интерес на среднем уровне. Практически все задания, связанные с невербальным интеллектом, выполнял правильно. Дифференцирует хорошо по форме, цвету, размеру, знает, но не всегда называет фигуры, предметы. Внимание на протяжении занятия достаточно устойчиво. Повторял слова на протяжении занятия только после просьбы. Произношение нарушено, понимает при обращении простейшие инструкции (односложные предложения) или показ.

Появилась динамика в речи — мальчик стал называть предметы и понятия. На вопрос что это, как называется, иногда сам отвечает. Соотносит предметы с определенным классом — посуда, игрушки, обувь, что говорит о начале формирования обобщений, понятийной сферы. Стал более целеустремленным, даже если задание сложное, прикладывает волевые усилия, чтобы решить до конца. Стал обращаться с просьбами, хотя не всегда грамматически оформленными.

Через 2 недели после курса (19.03.2003 г.) логопед отмечает: появились окончания в словах, хотя еще не совсем правильные. Стал рассказывать, что происходит в д/с. Появились счетные операции (1+3=4). В речи много эхолалий, но уже четко прослеживается фразовая речь. Лучше стал понимать обращенную речь.

Через полгода после курса логопед отмечает (от 24.9.2003): увеличивается понимание речи окружающих, стал понимать более сложные предложения и инструкции. Мальчик стал адекватно отвечать на вопросы, читать стихи, играть в игры. Быстро схватывает компьютерные игры, пытается читать. Стал четко дифференцировать отношения с девочками и мальчиками. Стал более подвижный. Стал смотреть мультики, потом лепить сюжеты. Фразовая речь с аграмматизмами.

Через 11 мес после пятого курса ТКМП (январь 2004 г.) отмечено: стал употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы, различает единственное и множественное число. Стал более любознателен, задает вопросы. По данным логопеда в мае 2004 г (через 15 мес после пятого курса ТКМП).: читает глобально около 20 слов, пытается сливать при чтении звуки в слоги, может подбирать слова на определенную букву. Составляет предложения из 3-4 слов, отвечает на вопросы «где?», «когда?». Но путает временные понятия (вчера, сегодня…), время дня, хотя на картинке день и ночь различает сразу. Эмоции более дифференцированные (радость, гнев, возмущение). Стал пробовать отвечать на вопрос «почему?». Иногда стал употреблять местоимения «я» и «ты». Игра сюжетная, с использованием примитивного диалога. Есть небольшие пересказы, Эдик стал больше интересоваться людьми на картинках. Счет и счетные операции присутствуют в пределах 10 как в уме, так и на палочках.

Через год во время в начале очередного курса ТКМП психолог-дефектолог отмечает в динамике следующее: уровень работоспособности, продуктивности во время занятий выше среднего, равно как и познавательный интерес. Параметры восприятия, зрительной памяти оцениваются как соответствующие возрастной норме. Круг представлений об окружающем мире также существенно вырос (мальчик изредка путает названия некоторых животных, рыб). Мышление преимущественно наглядно-образное, наглядно-действенное; словесно-логическое сформировано недостаточно: с операциями на анализ-синтез, сравнение мальчик справляется в основном на предметном материале, не всегда грамматически верно обосновывая свои ответы; выполняет также задания на обобщение, классификацию, находит «4-й лишний» и правильно объясняет свой выбор. Речь при этом построена простыми фразами, страдает аграмматизмами. Определенные трудности возникают при выполнении заданий на счет, с новым дидактическим материалом. К концу курса специалист отмечает повышение устойчивости внимания, усидчивости, произвольной регуляции деятельности (мальчик старается выполнить все предложенные задания). Ребенок успешнее справляется с заданиями на вербальном материале, с тестами на обобщение, классификацию (уже по понятийным признакам). Значимо выросла собственно речевая активность (мальчик много говорит сам, задает больше вопросов), но сохраняются аграмматизмы, трудности при согласовании членов предложения, пропуски или неверное употребление окончаний, родо-видовых категорий, числительных.

В настоящее время (2007 г.) по данным психологического тестирования актуальный уровень развития ребенка оценивается как несколько сниженный по сравнению с нормой за счет отставания словесно-логического мышления, истощаемости внимания, отставания в развитии эмоционально-волевой сферы. Мальчик учится во 2-м классе речевой школы: в индивидуальном режиме более успешно, так как при работе в классе быстро отвлекается с соответствующим снижением успеваемости до 3-4-х баллов. Мальчик по-прежнему испытывает трудности при выполнении инструкций на слух, значение многих слов понимает буквально. Пишет грамотно, ошибки допускает только в малознакомых словах (справляется с выделением корня слова, окончания; знает части речи и не путает их при определении). Считает в уме в пределах 100, действия с большими числами легко решает «в столбик», таблицу умножения пока знает нетвердо. Хорошо ориентируется в географических и астрономических картах, марках машин. В социальном плане мальчик отстает от сверстников: он эмоционально наивен, проявления его чувств не соответствуют возрасту, он часто беседует сам с собой, проговаривая наиболее значимые ситуации из школьной жизни или из телевизионных передач (рекламы).

Посмотрите на странички из тетрадей по математике и русскому и вернитесь к началу истории, чтобы вспомнить, каким Эдик к нам пришел. Совместные усилия наши имеют вполне достойный результат, хотя восприятие ребенком себя в окружающем мире остается весьма своеобразным (посмотрите на его рисунки, приведенные после тетрадных листов).

Ссылка на основную публикацию
Ущемленная грыжа симптомы, лечение, клинические рекомендации
При ущемленной грыже следует Ущемление является самым тяжелым осложнением грыж, наблюдается у 3 - 15% больных с грыжами. Ущемление -...
Урчание в животе — причины и лечение
Кто урчит в животе и как быстро заставить его молчать? Урчание (кишечный шум) — физиологический процесс, связанный с пищеварением. Это...
Урчание в животе — причины, болезни, диагностика, профилактика и лечение — Likar24
Урчание в животе Урчание в животе – неприятные ощущения в желудке, которые сопровождаются характерными звуками и дискомфортом. Звук издает желудок,...
Фагоцитоз стадии и пути фагоцитоза
История открытия фагоцитоза фагоцитоз — фагоцитоз … Орфографический словарь-справочник ФАГОЦИТОЗ — Быстрое увеличение в крови числа белых шариков, вследствие проникновения...
Adblock detector