Функции языка -Языкознание

Функции языка

Термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:

  1. назначение, роль языка в человеческом обществе,
  2. назначение роль единиц языка.

В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).

Термин «функция» в лингвистике употребляется в нескольких значениях:

  1. назначение, роль языка в человеческом обществе,
  2. назначение роль единиц языка.

В первом случае говорят о функциях языка, во втором – о функциях языковых единиц (фонем, морфем, слов, предложений).

Функции языка – это проявление его сущности. Исследователи языка не сходятся в вопросе о количестве и характере функций. Язык выполняет много функций (ученые выделяют до 25 функций языка и его единиц), однако основная функция языка, главное его назначение – быть средством общения людей.

К основным функциям языка относят: коммуникативную, когнитивную, кумулятивную.

Коммуникативная функция

Главнейшая функция языка — коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.

Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным для меня только тогда, когда я буду готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на мое поведение. (Это не значит, конечно, что я немедленно куда-то побегу или начну перестраивать в корне свою жизнь. Но, может быть, скажу в ответ или просто задумаюсь о , заинтересуюсь , захочу поделиться услышанным с другим человеком и т.д.)

Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкций, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли (владеть синонимией), иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят ученые, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации (коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь). Именно поэтому в обучении языкам выделяется тип коммуникативной компетенции. В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин речевая компетенция.

Коммуникативная компетенция — это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения.Она включает в себя знание основных понятий лингвистической речи (в методике их обычно называют речеведческими) — стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки пересказа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.

Очень важное место в коммуникативной функции занимают собственно коммуникативные умения и навыки — выбрать нужную языковую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта, — т.е. умения и навыки речевого общения сообразно коммуникативной ситуации.

В настоящее время уже определены компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками (официальные/неофициальные) и их социальные роли.Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным, в зависимости от того, с кем мы общаемся, каков социальный статус говорящих: ученик, учитель, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во-вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации — цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражения благодарности, радости, обиды и т.д.

Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки — это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и. наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Читайте также:  Нарушения менструационного цикла

Когнитивная функция

Общение людей предполагает определенные знания у них об окружающей действительности, а одним из универсальных и эффективных средств познания окружающего мира является язык. Тем самым язык выполняет также познавательную или когнитивную, функцию.

С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Русский язык обеспечивает преемственность культурных традиций народа, возможность возникновения и развития мощного потока национальной литературы.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности.

Следует заметить, что разграничение языковой и лингвистической компетенций носит в известной степени условный характер. Выделение в качестве самостоятельной компетенции лингвистической важно для осознания познавательной (когнитивной) функции предмета родной язык. В этом существенное отличие его от преподавания неродных языков.

Овладение языком предполагает не только усвоение знаний о языке и овладение самим языковым материалом.

Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением. В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми. Действительно, в одном из определений языка язык назван практическим, действительным сознанием (К. Маркс, Ф. Энгельс).

В словах закрепляются результаты познания мира, поскольку лексическое значение слова опирается на понятие. Тем самым становится возможной передача предшествующего жизненного опыта последующим поколениям через слово (в этом случае мы говорим о той функции языка, которая была названа функцией хранения информации). На базе существующих результатов познания, закрепленных в словах, осуществляется дальнейшее познание мира, поэтому язык характеризуют как орудие, инструмент мышления.

Кумулятивная функция

Коллекция и информативность являются теми существенными свойствами языкового знака, которые лежат в основе его важнейшей функции наряду с коммуникативной: функциикумулятивной.

Язык в этой функции выступает связующим звеном между поколениями, служит «хранилищем» и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.

Наиболее ярко кумулятивная функция проявляется в области лексики, так как именно она непосредственно связана с предметами и явлениями окружающей действительности. Лексическая система в большей мере обусловлена категориями материального мира, социальными факторами.

«Слово — имя конкретной вещи, конкретного явления — однозначно, но оно не простой знак вещи или явления. Слово может рассказать и о времени, и о среде, в которой оно бытует».

Прежде всего, в лексике отражаются фрагменты социального опыта, обусловленного основной деятельностью данного народа.

Существование тех или иных лексических единиц объясняется практическими потребностями.

Связь истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на фразеологическом уровне. Большое число пословиц, поговорок отражают специфические национальные черты, обладают той языковой образностью, которая корнями уходит в историю народа, его быт, обычаи, традиции.

Одни слои лексики обусловлены социальными факторами более очевидно, другие — менее очевидно. Если национально-культурное содержание представляет собой ядро фразеологических единиц, то в именах собственных оно является своего рода коннотацией.

Наиболее сложную группу с точки зрения определения их национально-культурного содержания, образует фоновая лексика. Доказано, что если сравнивать понятийно-эквивалентные слова в разных языках, то они будут отличаться друг от друга в силу того, что каждое из них сопряжено с определенной совокупностью знаний.

Вся совокупность свойственных обыденному языковому сознанию сведений, относящихся к слову, называется лексическим фоном.

Понятие фоновой лексики является неразработанным. Исследование фоновых знаний имеет большое значение, как для лингвострановедения (основной науки, в рамках которой это понятие изучается), так и для семиологии и лингвистики в целом.

Остальные функции языка:

  • интерпретативная/толковательная(раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний текстов),
  • регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями,утверждение своего коммуниативного лидерства, воздействие друг на друга,организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
  • контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
  • эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),
  • эстетическая (создание художественных произведений),
  • магическая / «заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
  • этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
  • метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).
Читайте также:  Витамины для связок и суставов спортсменов

История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа, являющегося его носителем.идентифирующая (есть существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации родственных (и не только родственных) племён в народность и в формировании нации.

08.02.2016, 48361 просмотр.

Строение и функции языка человека

Язык участвует в приеме пищи, разговоре, пищеварении, защите организма от инфекций. Выполнение функций возможно благодаря тому, что строение языка уникально.

Части языка

Орган, образованный мышечной тканью, покрытый слизистой оболочкой, напоминает лопатку, заполняющую полость рта. Он делится на части:

  • Корень – задний участок, развернутый к глотке.
  • Тело – основная часть, образованная подвижными мышцами. Верхняя поверхность тела, обращенная к небу, называется спинкой.
  • Уздечка – полоска слизистой ткани, соединяющаяся с дном ротовой полости.

Виды сосочков языка.

Вкусовой анализатор образуют три зачатка, соединившихся между собой. Места сращивания обозначены бороздами – срединной и пограничной.

Анатомия языка человека

Слизистая, пронизанная кровеносными сосудами, содержит вкусовые рецепторы, железы, лимфатические образования. Она покрыта сосочками четырех видов:

  1. Нитевидные – продолговатой формы, выполняющие тактильные функции, удерживая пищу.
  2. Грибовидные, расположенные везде, кроме верхушки и середины тела. Отвечают за восприятие вкуса.
  3. Листовидные находятся сбоку, служат вкусовыми анализаторами.
  4. Желобовидные – крупные образования возле корня, рецепторы вкуса.

Число сосочков – величина индивидуальная. Обладатели небольшого количества часто испытывают голод, плохо ощущая особенности пищи.

Продукты взаимодействуют с рецепторами, распознающими сладкий, горький, кислый, соленый вкусы, передающие соответствующие импульсы мозгу. Полные ощущения возникают, когда подключаются обоняние, осязание, зрение. Раньше считалось, что одна группа рецепторов реагирует на определенный вкус, но это заблуждение.

Интересный факт: женщины чувствительнее к сладкой пище. Особенность объясняется большим количеством рецепторов у прекрасной половины.

Основная составляющая органа – мышцы, обеспечивающие подвижность в разных направлениях.

  1. Скелетные, берущие начало от костей – височной, подъязычной, нижней челюсти.
  2. Собственные, способные изменять форму, обеспечивать движение.

Другая составляющая – слюнные железы, дислоцированные возле корня языка (задние) и кончика (передние).

Функции

Язык – не только орган вкуса, но участник нескольких видов человеческой деятельности, выполняющий важные функции:

  • продвижение пищи в пищевод;
  • первичное переваривание ферментами слюны;
  • звукоизвлечение;
  • защита от проникновения инфекции;
  • всасывание некоторых медицинских препаратов (сублингвальный прием).

Важен орган во младенчестве: с его помощью происходит сосание – единственный способ получения малышом питательных веществ.

Средство диагностики

Язык, строение которого отличается сложностью, — индикатор состояния организма. По внешнему виду предполагают заболевания:

  • о болезнях ЖКТ свидетельствует желтый налет;
  • дрожание кончика – признак неврозов, заболеваний нервной системы;
  • трещины – симптом патологий пищеварения;
  • углубление борозды – симптом недуга спины;
  • нарушения обмена веществ — слизистая сухая;
  • светлые язвочки возникают при гастрите, сопровождающемся повышенной кислотностью;
  • яркая, блестящая поверхность – признак высокой температуры, инфекции;
  • белый налет сигнализирует о кандидозе, стоматите.

Здоровая спинка гладкая, бархатистая бледно-розового цвета. Он не покидает пределов зубов, влажный, имеющий ровную, прямую центральную борозду. Налет появляется из-за анаэробных бактерий, скапливающихся на слизистой. Эффективное средство борьбы – ежедневная обработка зубной щеткой.

  1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. Москва, 2010.
  2. Фед.кович Н. Анатомия и физиология человека. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003.

Функции человеческого языка

2.1 ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

1. Важнейшим средством человеческого общения является язык. Предназначенность языка быть орудием общения называется его коммуникативной функцией. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Язык был и остается одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка – основная социальная функция языка. Как ее дальнейшее развитие, усложнение и социализация у языка появляются функции экспрессивная и аккумулятивная.

Читайте также:  Что о нас говорят наши вредные привычки

2. Экспрессивная функция языка — это его способность выражать информацию, передавать ее и оказывать на собеседника воздействие. Экспрессивную функцию рассматривают как единство выражения и передачи сообщения (информативная функция), чувства и эмоций (эмотивная функция), волеизъявления говорящего (волюнтативная функция).

3. Мыслеформирующая функция — Язык используется как средство мышления в форме слов.

4. Язык – не только средство общения отдельных говорящих. Язык также средство межнационального общения, средство сохранения для потомков накопленного опыта и знаний. Эту функцию языка отражать знания и сохранять их называют когнитивной (гносеологической) функцией.

Язык как важнейшее средство общения выполняет свои социальные функции благодаря гибкости своих единиц, многомерности и динамичности системы языка, его категорий.

Разные единицы языка различно участвуют в выполнении социальных функций языка, в выражении и передаче сообщения. Непосредственно в акте сообщения используются номинативные и предикативные единицы языка – слова и предложения. Номинативными единицами являются не только отдельные знаменательные слова (дом, ходить, пять, хороший, быстро и т.д.), но и составные наименования и фразеологизмы (железная дорога, читать лекцию, от всего сердца и т.д.). Предикативными единицами являются различного рода предложения.

Кроме коммуникативных единиц язык располагает еще строевыми единицами, необходимыми для построения номинативных и предикативных единиц. Такими единицами языка являются фонемы и морфемы, словоформы и модели словообразования, словоизменения и построения предложений.

Средства языка, его единицы и модели имеют троякую отнесенность – к системе языка, мышлению и человеку – говорящему, слушающему и читающему. Единицы языка различаются материальной и идеальной стороной, формой и содержанием, причем и характер этих сторон, и отношению друг к другу у разных сторон разные.

Все единицы, как и все знаковые единицы, обладают материальной стороной. Они должны восприниматься органами чувств, прежде всего органами слуха и зрения. Способность единиц языка быть воспринятыми называют их перцептивной функцией. Единицы языка служат для обозначения и разграничения чего-то иного, идеального и материального. Способность единиц языка обозначать и различать называют их сигнификативной функцией.

Материальную сторону единиц языка образуют фонемы и морфемы, а также их типовые сочетания – фонемные и морфемные блоки. Фонемы и морфемы являются мельчайшими единицами языка, они обладают различительными функциями. Например, слова: жар и шар, вар и вор, вор и вол различаются соответственно одной фонемой, каждая из которых не является морфемой. Слова набор и подбор, сбор отличаются морфемой-префиксом, а слова сборщик и сборник – морфемой суффиксом.

По материи, которая используется для построения единиц общения, язык может быть звуковым и письменным. Основная форма языка – звуковая, так как существуют бесписьменные языки, тогда как только письменная фиксация (без ее звучания) делает язык мертвым.

Дополнительные средства общения бывают звуковыми и графическими. Так, наряду с обычной разговорной речью используются различные звуковые сигналы, например, звонки, гудки; сюда же примыкают современные технические средства общения, как-то: звукозапись, телефон, видеотелефон, радио и т.д.

Более разнообразны графические дополнительные средства общения. Для всех них характерно, что они переводят звуковую форму языка в графическую – полностью или частично. Среди графических форм речи, кроме основной формы – общего письма данного народа, необходимо различать:

1 Вспомогательные языки – ручную азбуку (дактилологию) и шрифт Брайля; они были созданы для того, чтобы помочь пользоваться языком лицам, потерявшим слух или зрение.
Ручная азбука основа на изображении букв при помощи пальцев; к знакам пальцев добавляются сигналы, помогающие различать аналогичные звуки; например, кисть на груди означает звонкий, кисть, удаленная от груди – глухой звук. Точечный шрифт слепых был создан Луи Брайлем; буквы изображаются при помощи комбинации шести точек.

2 Специализированные системы сигнализации, например: телеграфные азбуки (азбука Морзе), дорожные знаки, сигнализация флагами, ракетами и т.п.

3 Научная символика – математическая, химическая, логическая и т.п. В современной науке широко используется символика математической логики:

R – отношение: xRy – x имеет отношение к y.

Все названные системы сигнализации, символики, средств языка, будучи разными знаковыми системами, используются как средство общения. Язык является всеобъемлющей исторически сложившейся системой средств общения, обслуживающей общество во всех сферах его деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Фузеон — инструкция по применению
ЭНФУВИРТИД, действующее вещество ENFUVIRTIDE - латинское название действующего вещества ЭНФУВИРТИД Код ATX для ЭНФУВИРТИД J05AX07 (Enfuviritide) Перед использованием препарата ЭНФУВИРТИД...
Форсига инструкция по применению
Препарат Форсига — инструкция по применению, отзывы, дешевые аналоги Пациентам, страдающим сахарным диабетом, зачастую не удается нормализовать гликемию только посредством...
Фортранс инструкция по применению перед колоноскопией отзывы
Как подготовиться к колоноскопии Фортрансом Преимущества и недостатки препарата Механизм действия Состав препарата Показания к применению Этапы подготовки к колоноскопии...
Фукорцин — Википедия (с комментариями)
Фукорцин Фукорци́н (лат. fucorcinum, также жидкость Кастеллани ru en или краска Кастеллани) — лекарственное средство с антисептическим и противогрибковым действием....
Adblock detector