Функциональная дислалия — причины, симптомы, диагностика и лечение

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (т. е. нет нарушений функционирования центральной нервной системы). Проявляется дислалия в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном произнесении (например, горловое «французское» «р»), заменах одних звуков другими (лыба вместо рыба), смешении звуков и их пропусках («ыба» вместо рыба).

Существует 2 формы дислалии:
при отклонениях в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
в тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.

Причины возникновения и показатели функциональной дислалии:
— несформированность фонематического слуха , ребенок неправильно опознает звуки, входящие в состав слова. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. В данном случае нет нарушений слуха, ребенок не различает близкие по звучанию звуки, путает их.
при выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, т. е. происходит замена одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
Также могут наблюдаться нарушения звукопроизношения при которых усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при планировании речи, при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).
Например, ребенок путает звуки с — ш, з — ж (крыса — «крыша»),
неправильно сформировавшиеся артикуляционные позиции. Наблюдается искаженное произнесение звуков.
Чаще всего произносимый звук по акустическим признакам близок к правильному, и слушающий соотносит этот вариант произнесения с определенным звуком.

Обычно нарушаются следующие группы звуков:

свистящие — С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие — Ш, Ж
аффрикаты — Ц, Ч, Щ
сонорные — Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные — К, КЬ, Г, ГЬ, Х, Х
мягкие согласные

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения речевого аппарата.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубо-челюстной системы :
— непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса):
прогнатия, т. е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней;
прогения, т. е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней;

открытый прикус , т. е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток;
боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний).
— неправильное строение зубов , например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
— неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
— толстые губы , часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
— часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
— механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

Эти аномалии возникают из-за дефектов развития или являются приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Дислалия

Дислалия – патологическое состояние, связанное с нарушением произношения различных звуков. Чаще всего дисфункция наблюдается у детей дошкольного возраста и на начальном этапе хорошо поддается коррекции. Если своевременно не провести лечение дислалии, во взрослом возрасте она может стать причиной недопонимания со стороны окружающих, трудностей в коммуникации, а также привести к нарушению письменной речи (дисграфии).

Обратите внимание! У дошкольников дислалия диагностируется в 30% случаев. В младшем школьном возрасте ее частота снижается до 20%, а у старшеклассников составляет 1%.

Содержание

  • Классификация
  • Причины
  • Патогенез
  • Симптомы (признаки)
  • Диагностика
  • Коррекция и прогноз
  • Профилактика

Классификация

Специалисты выделяют несколько форм дислалии в зависимости от того, каким фактором она обусловлена:

Читайте также:  О чем говорит; Мурлыканье; в груди и что делать

Механическая дислалия. Развивается на фоне органических нарушений в речевом аппарате – укороченная уздечка, неправильное формирование прикуса и пр. Также причиной может стать потеря некоторых зубов или возрастные изменения в организме. Механическая форма заболевания диагностируется у взрослых и детей.

Функциональная дислалия. Возникает на фоне психических или физических патологий. Спровоцировать изменения в речевой функции могут и некоторые неблагоприятные факторы внешней среды.

Функциональная форма болезни подразделяется на такие виды:

моторная – присутствуют проблемы со стороны речедвигательного аппарата, то есть пациент не может правильно двигать губами, языком для создания определенных звуков, что и ведет к дефекту произношения;

сенсорная – в этом случае пациент неточно воспринимает определенные звуки на слух и, соответственно, произносит их с такими же нарушениями;

сенсомоторная – одновременно объединяет признаки двух вышеуказанных форм.

В соответствии с перечисленными вариантами нарушения речевой функции дислалию разделяют на три группы:

артикуляторно-фонетическая – нарушение произношения наблюдается по причине неправильного взаимодействия речевых структур;

артикуляторно-фонематическая – диагностируется у детей, которые неверно усвоили расположение различных элементов речевого аппарата;

акустико-фонематическая – обусловлена дисфункцией речевого слуха, то есть ребенок не может воспринимать на слух определенные звуки правильно, что ведет к проблемам с произношением.

Дислалия может характеризоваться расстройством произношения только одной группы звуков. В таком случае говорят о мономорфной форме болезни. При одновременном нарушении произношения звуков разных фонетических групп диагностируется полиморфная дислалия.

Также выделяют разные формы патологии речевой функции в зависимости от того, произношение какого звука страдает (таблица):

Нарушение произношение звука Форма дислалии
р ротацизм
г гаммацизм
з, с, ч, ш, щ, ж сигматизм
х хитизм
л ламбдацизм
к каппацизм
й йотацизм

Также могут присутствовать проблемы с произношением только твердых звуков любой группы или их смягченных форм. У взрослых и детей могут присутствовать нарушения произношения, связанные с неправильным оглушением или озвончением звуков.

Важно! Отдельно выделяют функциональную дислалию у детей до 5 лет. Как правило, она развивается вследствие незрелости речевого аппарата и исчезает самостоятельно без специальной коррекции.

Причины

Спровоцировать развитие дислалии могут различные факторы. Последние могут быть органическими (связаны непосредственно с нарушением функций речевого аппарата) и социально-биологическими (другие патологии или влияние внешних факторов).

Органические причины дислалии:

нарушения формирования прикуса (даже незначительные);

укороченная уздечка верхней губы или подъязычная структура;

неправильное формирование челюсти;

высокий свод неба;

макроглоссия – большой язык (как правило, присутствует у детей с нарушениями физического развития);

расщелина твердого неба;

утолщение губ (в этом случае возникают сложности с произношением «губных» звуков);

микроглоссия – маленький или узкий язык;

отсутствие некоторых или всех зубов.

При правильном формировании речевого аппарата и отсутствии нарушений анатомического строения челюсти спровоцировать возникновение дислалии могут такие факторы:

проблемы со слухом;

неправильное восприятие отдельных звуков на слух и, соответственно, такое же их произношение (нарушение фонематического восприятия);

если родители «сюсюкаются» с ребенком и умышленно произносят звуки неправильно;

запаздывание речевого развития, умственная отсталость.

Нередко дислалия диагностируется у детей, которые недополучают внимание от взрослых, родителей – «предоставлены сами себе».

Патогенез

Патогенез механической дислалии обусловлен нарушением формирования элементов речевого аппарата. Из-за отсутствия зубов, аномальных размеров языка, губ отсутствуют условия для правильного произношения звуков.

Патогенез функциональной дислалии до конца не установлен. Специалисты связывают ее развитие с нарушениями слуховой функции или другими проблемами, не касающимися речевого аппарата.

Симптомы (признаки)

Распознать развитие дислалии у ребенка может только врач-логопед, так как у дошкольников речевой аппарат до конца не сформирован. У взрослых любые нарушения произношения должны стать поводом для обращения к специалисту.

Симптомы дислалии зависят от формы патологии и могут иметь разную степень выраженности:

замена одного звука на другой;

полное выпадение определенного звука из речи;

нарушение произношения одного или нескольких звуков;

смешивание звуков (то верное, то неверное произношение).

Если у ребенка косноязычие или проблемы с произношением конкретных звуков не исчезают к 5 годам, важно как можно быстрее обратиться к логопеду . Своевременное обнаружение патологии позволяет быстрее от нее избавиться и предупредить другие проблемы, в частности – нарушение письменной речи, сложности в общении с окружающими.

Читайте также:  Первая помощь при кишечных инфекциях - статьи об инфекционных болезнях

Обратите внимание! Проблемы с произношением у ребенка могут стать причиной насмешек со стороны сверстников, что нередко приводит к психологическим расстройствам, заниженной самооценке.

Диагностика

Верно установить диагноз может только квалифицированный врач-логопед. Для выявления дислалии и ее формы он проводит беседу с пациентом. Как правило, в ходе обычного разговора удается установить, какие проблемы с произношением присутствуют, что стало причиной их появления, а также определить возможные методы коррекции.

У детей диагностика дислалии возможна примерно с 5-летнего возраста. Объясняется это тем, что в данном возрасте ребенок уже имеет достаточно большой словарный запас и связную речь, может использовать слова в множественном и единичном числе, склоняет их в нужных падежах.

После консультации логопеда при необходимости пациент отправляется на прием к неврологу, стоматологу или другим смежным специалистам.

Коррекция и прогноз

Лечебная тактика определяется индивидуально и зависит от причины развития дислалии, а также ее формы. Предпочтение отдается комплексной терапии.

Коррекция включает три этапа:

Подготовительный. Направлен на устранение причины проблем с произношением. Тактика на данном этапе зависит и от формы патологии.

Формирование начальных способностей произношения. Специалист обучает пациента точно произносить звуки, которые он не может выговаривать – сначала изолированно (только один звук), потом в слогах, словах и фразах.

Закрепление приобретенных навыков. Работа на последнем этапе направлена на безошибочное использование изученных звуков в повседневном общении.

На подготовительном этапе тактика может отличаться в зависимости от причины дислалии:

при механической форме болезни проводится коррекция дефектов речевого аппарата, например, коррекция прикуса, пластика языка, уздечки и пр.;

при моторных нарушениях эффективной будет специальная гимнастика речевого аппарата, логопедическая массаж;

при функциональной сенсорной дислалии достаточно обучить пациента правильно произносить звуки.

Параллельно логопед обучает пациента формировать сильную воздушную струю, необходимую для точного произношения звуков.

Логопедический массаж, используемый при дислалии, может быть таких видов:

расслабляющий – эффективен, если нарушение произношения связано с гипертонусом мышц языка, губ, лица и шеи, направлен на их расслабление;

активизирующий – используется в противоположных случаях, когда дислалия развивается вследствие чрезмерного расслабления мышц речевого аппарата;

дифференцированный – показан в случаях, когда присутствует повышенный тонус одной группы мышц и чрезмерная расслабленность другой.

Для повышения эффективности логопедический массаж может быть дополнен игровыми формами обучения произношению. Применяется такая методика как у детей, так и у взрослых.

На первичном этапе усилия направлены на общее укрепление речевого аппарата и восстановление его функциональности. Только затем приступают к формированию произношения отдельных звуков. Второй этап коррекции сложный и длительный. Он подразумевает отработку тех звуков, произношение которых нарушено или вообще отсутствует.

Логопед помогает пациенту научиться правильно использовать речевые структуры для формирования определенных звуковых групп. Выполняется это методом подражания. В отдельных случаях могут быть задействованы специальные инструменты. Сначала отрабатывают произношение одного звука, затем формируют слоги, слова, предложения.

Как правило, занятия с логопедом назначаются трижды в неделю. Дополнительно пациент должен выполнять рекомендованные врачом упражнения самостоятельно в домашних условиях. Коррекция является успешной и полностью завершенной, если удается достичь абсолютно точного произношения всех звуков в любых ситуациях. Длительность лечения может быть различной и зависит от запущенности патологического состояния.

Достичь полного устранения дислалии у детей и взрослых возможно . Причем, чем раньше будет начата коррекция, тем быстрее удастся восстановить нормальное произношение. Поэтому не стоит откладывать визит к логопеду даже при незначительных нарушениях речевой функции.

Профилактика

Минимизировать риск развития дислалии возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

не «сюсюкать» и не искажать речь при разговоре с ребенком – с раннего возраста малыш должен привыкать к правильному произношению;

своевременная диагностика и устранение аномалий строения артикулярного (речевого) аппарата;

раннее выявление и лечение нарушений слуха у ребенка;

регулярное посещение стоматолога, коррекция прикуса в случае обнаружения его аномалии.

В процессе развития малыш должен получать достаточно внимания и общения со стороны взрослых. Это позволит ему услышать, запомнить и сформировать правильное произношение всех звуковых групп.

Речь – важный коммуникативный элемент в жизни каждого человека, используя который удается взаимодействовать с окружающими и достигать взаимопонимания . Поэтому его формированию у детей следует уделить должное внимание.

Читайте также:  Цефазолин Сандоз - официальная инструкция по применению, аналоги, цена, наличие в аптеках

Взрослые также должны следить за правильным произношением звуков. Если обнаружены признаки дислалии, стоит как можно раньше обратиться к специалисту. Только врач-логопед способен найти эффективные методы восстановления речевой функции.

10. Сущность дислалии. Этиология.

Дислалия – нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Формы в завис-ти от локализации наруш/ и причин, обуславлив-х дефект звукопроизношения; функцион-ю и механич. (органическую).

Функциональные возн. в детском возрасте в проц. усвоения системы произнош, а механич. — в любом возрасте вследствие поврежд. периферич. Речевого аппарата.

Функциональная м.б. вызвана: а)общей физич/ ослабленностью, обусловл-й частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; б)недостаточной степенью развития фонематического слуха; в)неблагоприятными социальными и речевыми условиями, в которых воспитывается ребенок; г)двуязычие в семье.

Причины механической: врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата: 1)недостатки строения челюстно-зубной системы: а)дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); б)дефекты в строении челюстей (прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед); прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед); передний открытый прикус; боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонний прикус); в)укороченная или слишком массивная уздечка языка; 2)патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык); 3)неправильное строение твердого и мягкого неба (узкое, высокое, плоское, укороченное) — при таких аномалиях нарушается правильное произношение шипящих и свистящих звуков, сонорных, страдает внятность речи в целом; 4)атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.

Не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.

11. Классификация дислалии. Характеристика различных форм.

Дислалия – наруш. звукопроизнош. при норм. слухе и сохранной иннервации речев. аппарата. В зав-ти от сохр-ти анатомич. строения речев. аппарата 2 формы:

а) функциональная – наруш. воспроизв. звуков, речевой аппарат не имеет патологич. изменений). В детском возрасте.

Акустико-фонематич. — несформированность фонематического слуха.

Артикуляторно-фонематич. — несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам. I вариант: артикуляторная база не полностью сформир, замены. II: артикуляторная база сформир. полностью, но при отборе звука принимается неправильное решение, что приводит — к смешению звуков.

Артикуляторно-фонетическая (обусловлена неправильно сформированными артикуляторными позициями, что приводит к искажению или пропуску звука).

б) механическая — неправильное произношение обусловлено выраженными нарушениями в строении артикуляционного аппарата. Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

В зав-ти от колич-ва наруш-х групп звуков: мономорфная (нарушен или 1 звук или 1 группа звуков) и полиморфную – наруш. 2 и более групп звуков.

Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному:

1) отсутствует: акета (ракета);

2) произносится искаженно, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного с — межзубный с;

3) заменяется звуком, более простым по артикуляции (л-»у).

В_зав-ти от того, какие звуки несформир-ны или нарушены, виды недостатков.

1. Сигматизм — недостатки произн. свист. (с, с’, з, з’, ц) и шипящ. (ш, ж; ч, щ) звуков.

2. Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р’.

3. Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л’.

4. Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм — звуков к и к’; гаммацизм — звуков г и г’: хитизм — звуков х и х’; йотацизм — звука и.

5. Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими: б-п, д-тп, в-ф, з-с, ж- ш, г-к и т.д. Этот недостаток нередко встречается у детей, страдающих снижением перефирического слуха.

6. Дефекты смягчения — недостатки произн. мягких согл. звуков замена парными твердыми: например, д’-д, п’-п, и т.д. (тота — тетя, пат — пять).

Ссылка на основную публикацию
Фузеон — инструкция по применению
ЭНФУВИРТИД, действующее вещество ENFUVIRTIDE - латинское название действующего вещества ЭНФУВИРТИД Код ATX для ЭНФУВИРТИД J05AX07 (Enfuviritide) Перед использованием препарата ЭНФУВИРТИД...
Форсига инструкция по применению
Препарат Форсига — инструкция по применению, отзывы, дешевые аналоги Пациентам, страдающим сахарным диабетом, зачастую не удается нормализовать гликемию только посредством...
Фортранс инструкция по применению перед колоноскопией отзывы
Как подготовиться к колоноскопии Фортрансом Преимущества и недостатки препарата Механизм действия Состав препарата Показания к применению Этапы подготовки к колоноскопии...
Фукорцин — Википедия (с комментариями)
Фукорцин Фукорци́н (лат. fucorcinum, также жидкость Кастеллани ru en или краска Кастеллани) — лекарственное средство с антисептическим и противогрибковым действием....
Adblock detector