Элеонора Хасанова — новинки

Ассоциация искусствоведов

Общероссийская общественная организация

Перевод сайта

Новости от наших коллег

  • Брянск. Передвижная выставка гравюр и литографий «Императорский Дом Романовых. История в гравюрах». БОХМВЦ. 30.08-22.09.2020
  • Кубачи. Махачкала. II Биеннале печатной графики «Кубачинская башня». В Кубачи — август, в Махачкале — осень 2020.
  • Каспийск. Региональный выставочный проект «Цветы для ветерана». «Первая Галерея». 08.07-02.08.2020
  • Абрамцево. Выставка «Дар судьбы. Семья художников Губарёвых. 1900–1980-е». «Поленовская дача» Музея-заповедника «Абрамцево». 27.06-26.07.2020
  • Москва. Выставка «Портрет войны в трех измерениях». Галерея ГРОСart и Галерейный центр «Артефакт». 22.06-28.07.2020
  • Брянск. Виртуальная выставка «Один день из жизни советского человека». БОХМВЦ. 01-30.06.2020
  • Орел. VI Курнаковский пленэрonline. 18 мая 2020
  • Ханты-Мансийск. Онлайн-проект выставки «Геннадий Райшев Война издалека». Галерея-мастерская Г.С. Райшева. 04-16.05.2020.
  • Брянск. Виртуальная выставка киноэскизов «Летопись мужества на экране» из собрания БОХМВЦ. 01-31.05.2020
  • Омск. Выставка Игоря Николаева «Наши». Городской музей «Искусство Омска». 25.02-10.05.2020

Информация с листа рассылки

  • Орел. Конференция «Архитектурно-культурное наследие русского православия . «. Орловский гос. университет. 28-29.10.2020
  • Прием заявок в ежегодник «Искусство Восточной Европы», издаваемый Польским институтом исследований мирового искусства.
  • Москва. Конференция «Русская художественная культура XVIII – начала XX века. Проблемы. Стили. Мастера». РАХ, НИИ РАХ. Ноябрь 2020.
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Актуальные проблемы художественного и искусствоведческого образования. Традиции и перспективы. 26-27 мая 2020 г.
  • Истра, МО. II конференция «Экспертиза и атрибуция произведений искусства. Теория, практика и правовые аспекты». НИНЭ им.П.М. Третьякова. 20.04.2020
  • Абакан. Конференция «Проблемы современного изобразительного и декоративного искусства». Хакасское РО ООО АИС. ХакНИИЯЛИ. 08-10.10.2020
  • Москва. V конференция «Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность». РГГУ. 20-21.04.2020

Новые члены АИС

  • Гусейнова Юлия Михайловна
  • Пуликова Инна Витальевна
  • Стояк Юлия Александровна
  • Мурина Лукия Рафаильевна
  • Третьякова Елена Алексеевна
  • Мельник Сабина Валентиновна
  • Марцев Антон Александрович
  • Митрохина Анастасия Максимовна
  • Подлипенцева Ксения Игоревна
  • Рябцева Елизавета Михайловна
  • Цветкова Полина Олеговна
  • Гордеева Екатерина Вячеславовна
  • Кулакова Ольга Юрьевна
  • Лексина Ольга Игоревна
  • Стекольщикова Ольга Владимировна

Новые публикации

  • Шутова Надежда Дмитриевна. Рерих Н.К. Метафизика творчества.
  • ГРАНИ ПРОФЕССИИ. 20 августа наш коллега, журналист Арнольд Афанасьевич Баскаев отмечает свое 85-летие.
  • Третьякова Елена Алексеевна. «Ленинград художника Алексея Третьякова»
  • Раченко Ольга Васильевна. Фантазии Сандры Корецкой.
  • Членова Светлана Федоровна Публикация. Письма Н.В. Апчинской к Н. А. Дмитриевой: соотнесение конечного с бесконечным

Новое в блогах

  • МАКЕТ В РЕФЛЕКСАХ АКВАРЕЛИ: Станиславу Бенедиктову — 75 лет
  • МУКИ МАСКИ: Рисунок одной роли (Спектакль «Мнимый больной». Малый театр; реж.-пост. Сергей Женовач)
  • МНОГОСЛОЙНЫЙ ПРОТЕЙ: (творчество художника Павла Каплевича в формате театрального высказывания)
  • ПРЕПАРИРОВАНИЕ БЫТИЯ: «Такешиз» (Takeshis’, реж. Такэси Китано; Япония, 2005, 108 мин./01:48)
  • КРИЗИС ВИЗУАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ И ПОИСК НОВОЙ ОБРАЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ: Доклад / Научн. конф. «Особенности развития техник и технологий в современном изобразительном искусстве, архитектуре, дизайне» (Российская Академия художеств, 13-14.03.2013)
  • ВНЕ ТЕЗАУРУСА, или 10 СНОСОК на 200 УДАРОВ В МИНУТУ: Заметки на полях экспозиции пишущих машинок в ММСИ
  • МУДРОСТЬ МОЗАИКИ: Коллаж, как стратегия смысловых сопряжений в искусстве и литературном творчестве Анатолия Королёва

Войти

Поиск

Информация

  • Не стало известного искусствоведа Ольги Владимировны Костиной.

Объявления

  • Адрес и часы работы офиса Ассоциации искусствоведов
  • В Москве на 16 месяцев закрывается станция метро «Смоленская».
  • Вышел второй номер журнала «Русское искусство» (2/2020), тема выпуска: «Великой Победе посвящается»
  • Вышел в свет N 2, 2020 журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока».
  • Вышел в свет выпуск N 2 (17) 2020 журнала «Искусство Евразии»
  • Распродажа книг. Издательство «БуксМАрт» просит поддержать их.
  • Анонс журнала «Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока».
  • Выход спецвыпуска журнала «Золотая палитра», приуроченный к 150-летию со дня рождения Ф.А. Малявина (№1/2018)
  • Информация о приеме заявок на соискание стипендий Программы Фулбрайта в РФ на 2021-22 учебный год
  • Режим работы АИС на ближайшие дни. Перенос лекций

Мы на Facebook

Новости АИС

  • Список стипендиатов Правительственной стипендии для молодых деятелей культуры и искусства, 2020 год.
  • Список Государственных стипендиатов, 2020 год.
  • Отчет председателя Томского отделения АИС за 2019 год
  • Отчет председателя Оренбургского отделения АИС за 2019 год
  • Отчет председателя Иркутского отделения ООО АИС за 2019
  • Отчет Председателя Саратовского отделения ООО АИС за 2018-2019
  • Отчет Председателя Челябинского отделения ООО АИС Трифоновой Г.С. за 2019 год
  • Решения Правления ООО АИС протокол № 5 от 25.11.2019
  • Решения Правления ООО АИС, протокол № 4 от 25.09.2019
  • Список Государственных стипендиатов, 2019 год.
  • Список стипендиатов Правительственной стипендии для молодых деятелей культуры и искусства, 2019 год.

Новости AICA

  • Национальная секция AICA Russia
  • Новости на сайте Международной Ассоциации художественных критиков (AICA)
Читайте также:  Membrana fibrosa capsulae articularis definition of membrana fibrosa capsulae articularis by Medica

Dernières actualités Louvre

Musée du Louvre (Paris, France) : Dernières actualités

14 сентября 2020

  • La France vue du Grand Siècle

ХАСАНОВА Элеонора Венеровна

Образование
УрГУ им.А.М.Горького, 1994, искусствовед

Специализация
ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Место работы, должность
Башкирский государственный педагогический университет, преподаватель кафедры ИЗО; Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, научный сотрудник

Преподавание (лекционные курсы)
Курс Истории искусств; спецкурс «Башкирское народное искусство»

Основные кураторские проекты, выставки
1. Западноевропейский и русский фарфор в собрании БГХМ им.М.В.Нестерова, Уфа, 2003
2. Церковная и монументальная живопись М.В.Нестерова в собрании БГХМ им.М.В.Нестерова, Уфа, 2003
3. Выставка 20-ти произведений, подаренных в разные годы БГХМ им.М.В.Нестерова Натальей Михайловной Нестеровой, дочерью художника

Конференции (доклады)
— Искусство Евразии на перекрестке культур. Материалы научнойц конференции. Уфа, 1998
— Актуальные проблемы изучения и преподавания истории и культуры Башкортостана. Материалы республиканской научно-практической конференции, 2002
— Метрополия и провинция. Художественная репрезентация «другого». УрГУ. Екатеринбург, 2002
— С.Н.Дурылин и его время. Научная конференция. Москва, январь 2004 г.
— Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе. Научно-практическая конференция. Уфа, март 2004

Избранные публикации, теле-, радиопередачи
— Певец веры и души народной: К 140-летию со дня рождения М.В.Нестерова (1862 — 1942)//Рампа: культура и искусство Башкортостана. – 2002. — №7-8, С. 6-7.
— Религиозные темы и мотивы в творчестве М.В. Нестерова советского периода //Метрополия и провинция. Художественная репрезентация «другого»: Материалы международной научной конференции, посвященной 40-летию кафедры истории искусств Уральского государственного университета им. А.М.Горького. 14-16 марта. Екатеринбург, 2002. — С.81-89.
— Некоторые проблемы современной отечественной культовой живописи различных религиозных конфессий// Весенние искусствоведческие чтения памяти Б.В.Павловского: Тезисы научной конференции. Екатеринбург. (готовятся к печати).
— Вступительная статья к каталогу выставки «Западноевропейский и русский фарфор в собрании Башкирского ГХМ им.М.В.Нестерова», октябрь, Уфа
— Статья о выставке 20-ти произведений, подаренных в разные годы БГХМ им.М.В.Нестерова Натальей Михайловной Нестеровой, дочерью художника. – «Рампа», № 9, Уфа, 2003 г.
— Альбом, включающий 26 призведений М.В.Нестерова из собрания БГХМ им. М.В.Нестерова. – Издание БГХМ им.М.В.Нестерова
— Статья «М.В.Нестеров и русская религиозная философия рубежа Х1Х и ХХ векаов». – В сб. трудов Всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: универсум религиозной философии (к 100-летию со дня рождения А.Ф.Лосева)», сентябрь 2003 г., Башкирский гос.университет, Уфа.
— Принимала участие в подготовке и съемке телепередачи, посвященной дню рождения М.В.Нестерова и коллекции его произведений в собрании БГХМ им.М.В.Нестерова. Канал «Культура» (Москва), 15-16 июля 2003 г.
— М.В.Нестеров в Болшеве//С.Н.Дурылин и его время. Материалы научной конференции. Москва, январь 2004
— Религиозно-духовная проблематика живописи М.В.Нестерова //Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе. Материалы научно-практической конференции. Уфа, март 2004
— Неизвестный Нестеров//Бельские просторы. Уфа, № 11, 2004

Членство в других творческих и общественных организациях
Член Союза художников

Иностранные языки
Английский

Элеонора Хасанова — новые книги

  • По популярности
  • По дате
  • По серии
  • По циклам
  • По алфавиту
  • Произведения

2015г.

ISBN: 978-5-94881-252-6
Год издания: 2015
Издательство: Новый хронограф
Язык: Русский

В представленной вниманию читателей книге рассматриваются малоизвестные религиозные произведения выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Автор вводит в научный оборот новые изобразительные материалы и письменные источники, выявляет темы и мотивы, появившиеся в последние десятилетия в творчестве художника. Мастер живописи вырисовывается как фигура целостная и органичная, еще более масштабная, чем это представлялось ранее. Показывается достоверный, исторически убедительный Нестеров, чьи замечательные портретные работы не противостояли его философски-религиозным картинам, а составляли с ними единое целое.

Исследование адресовано широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством. Настоящее исследование не могло бы появиться без неоценимой помощи и консультаций дочери М.В.Нестерова — Наталии Михайловны Нестеровой, внучек художника — Ирины Викторовны Шретер, Татьяны Ивановны Титовой и Марии Ивановны Титовой.

В представленной вниманию читателей книге рассматриваются малоизвестные религиозные произведения выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Автор вводит в…

Элеонора хасанова



М.В. Нестеров. Пустынник. 1888-1889. Холст, масло

Еще недавно творчество М.В.Нестерова (1862—1942) представлялось основательно изученным. Большое внимание отечественное искусствоведение уделяло исследованию портретов деятелей науки и культуры, созданных художником в 1920-е — 1940-е годы. Считалось, что в послереволюционное время в области религиозной живописи художник не дал ничего интересного и значительного, а лишь повторял и варьировал свои прежние композиции. Это убеждение в какой-то степени подкрепляли письма самого Нестерова, который, признаваясь другу в трудном материальном положении, сообщал: «Мы живем в непрестанном труде, заботах «о хлебе насущном». Я пишу-пишу. Повторяю одну за другой свои старые вещи, благо на меня есть спрос и платят, по-старому — гроши, по-новому — миллионы». «Работаю неустанно, переписал без конца повторений и вариантов со своих мелких старых картин». И хотя внимательный читатель в тех же письмах Нестерова находил признания и другого рода, свидетельствующие о том, что художник, продолжая свои напряженные творческие искания, создал ряд новых религиозных произведений, которыми дорожил и которые были важны для понимания как его мировосприятия, так и искусства в целом, это не изменило сложившегося мнения. В советское время Нестеров ценился прежде всего как «создатель портрета эпохи» и лишь потом как автор «Пустынника» и «Видения отроку Варфоломею».

Читайте также:  Фолиевая кислота (Folic acid) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побо

Такой взгляд, а также труднодоступность новых картин для ознакомления, отчасти, привели к тому, что произведения на религиозные темы, которые Нестеров наряду со своими знаменитыми портретами продолжал настойчиво писать и в послереволюционное время, оказались в тени. В большинстве своем, рассеянные по частным и закрытым церковным собраниям, а в государственных художественных музеях не покидающие запасников, они до сих пор остаются неизвестными широкому зрителю. Их около двадцати, сравнительно небольших по размерам, необыкновенно емких по содержанию и прекрасных по живописи работ. Среди них, например: «Путник» (1921), «На озере» (1922), «Монашенки» (1922), «Странник» (1922), «Старец» (1923), «У монастырских стен» (1925), «Христос, благословляющий отрока» (1926), «Гонец» (1930-е годы), «Сергий и спящий монах» (1932), «Всадники» (1932), «Страстная Седмица» (1933), «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933).
Созданные в советские годы, эти картины по-прежнему находились в русле тех напряженных религиозно-нравственных исканий, которыми было наполнено все дореволюционное творчество художника.

Без изучения всех граней художественной деятельности живописца в советский период, а одной из них и является его религиозная живопись 1920—1930-х годов, раскрытие творческого облика мастера вряд ли может претендовать на полноту. Ибо и портрет, ставший основным жанром «советского» Нестерова, и его религиозно-нравственные картины — явления одного порядка, они имеют одну природу, вдохновляются одним источником. Их нельзя рассматривать отдельно, иначе Нестеров теряет изначально присущую ему цельность. «Автор и по сей день — один и тот же, лицо его обозначилось рано, и в главном не менялось», — написал он в трудные для себя 1920-е годы. Эти слова могут стать лейтмотивом в изучении творчества художника.

Снискавший успех своими бесспорно превосходными портретами советского времени, сам Нестеров был довольно сдержан в их оценке: «…к лету в галерее будет моих шесть портретов, коими и будет представлен поздний Нестеров. И как этот поздний далек от раннего, и насколько мне (…) любезней ранний того нового, позднего… Однако «о вкусах не спорят», придется примириться и с поздним, как мирятся со старостью, с ее недугами». До конца жизни Нестерова его самыми любимыми произведениями оставались «Видение отроку Варфоломею», «Под благовест», «Димитрий царевич убиенный», росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, образы Троицкого собора в Сумах. Высшим достижением своего творческого взлета и позднее мастер считал свою картину «Душа народа» (1914—1916).
Выбирая сюжет, лишенный внешнего драматизма, Нестеров в «Душе народа» утверждал тему спасения души через искупление страданием. В легко ступающем мальчике, идущим впереди толпы, художник смог увидеть огромную силу человеческого духа, торжество человеческого «Я».
Эта тема «искупления страданием» напряженно осмысляется художником и после революции.
В первые послереволюционные годы мировосприятие М. В. Нестерова определяет состояние гнетущей неизвестности, предчувствие разверзнувшейся бездны. Произошедшие в России перемены пугают художника и с трудом поддаются осмыслению. Об этом красноречиво свидетельствуют письма Нестерова тех лет. «Пережитое за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно, что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства, надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое. Все провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных, нет больше Достоевских и Толстых — одна черная дыра, и из нее валят смрадные испарения «товарищей» — солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей…», — записывает Нестеров свои ощущения, полные ужаса и растерянности. Перед ним словно ожил наяву страшный сон, увиденный до революции и со всеми своими зловещими подробностями запечатленный в одноименной акварели: на фоне излучины Волги изображена впряженная в телегу белая обезглавленная лошадь. Кровь из раны на ее шее стекает густыми каплями на землю. Образовалась уже целая лужа крови. Дальше — на берегу — видна часовня с распахнутой дверью и слепыми выбитыми зеницами окон. Перед часовней — поминальный стол с большим старым образом Спаса и множеством горящих свечей. Дым от свечей, как похоронный саван, стелется над волжским пейзажем, окрашенным печальным сине-лиловым светом сумрачного дня. Воплощенная в зримые формы акварель «Страшный сон», которая находится в частном собрании, сейчас воспринимается как пронзительное пророческое видение о грядущих бедствиях России, неожиданно открывшееся художнику.

У Нестерова, переживавшего в первые послереволюционные годы душевную драму, часто возникают в живописи образы поруганной, униженной России и отражаются в его живописи языком символов. Глубинным, многозначным становится смысл многих традиционных для мастера тем. По старым мотивам в 1920-е годы создаются новые картины с особым, присущим только им настроением. Именно тогда художник начинает работать над «Пророком», «Распятием», «Страстной седмицей», повторяет «Несение креста», «Голгофу», «Димитрия царевича убиенного». В самих названиях картин отразилось трагическое мироощущение художника, с болью воспринимавшего все происходящее вокруг. Отказаться совсем от творчества он не мог: «Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления. От гибели России. Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому воскресению», — писал в первые дни Октябрьской революции Нестеров.

Читайте также:  Классификация хронического остеомиелита

Острота первых впечатлений со временем притупится, но стойкое неприятие нового строя у Нестерова останется до конца жизни. Художник был убежден, что у России — особый путь развития, связанный с монархической формой правления. В одном из писем 1920-х годов Нестеров высказывался следующим образом: «Царь мной понимается как носитель религиозной идеи, и поскольку он государственен… — он усвояет идею религиозного начала своей власти — служения своему народу».
Надежду на воскресение России художник, как и прежде, видел в религиозном возрождении русского народа. Воодушевленный зрелищем Крестного хода 1918 года в Москве, собравшего в отличие от первомайской демонстрации многотысячные толпы народа, Нестеров писал: «Вера в них (большевиков — Э. Х.) если не пропала, то сильно упала. Что, несомненно, то это то, что в народном, массовом сознании произошел под различными условиями и, главным образом, голодом — крутой надлом. Веры в могущество обещаний и посул — нет больше. Народ начинает приходить в сознание. «Очарование» проходит. Действительность ведет его путями верными их старой веры в могущество Божие, в Его великие принципы и Заветы».
Эти письма Нестерова не только помогают понять умонастроение художника первых послереволюционных лет, но и ясно показывают, что идеалы, которыми было исполнено его дореволюционное творчество, остались неизменными.
Продолжая активно работать в 1920-е—1930-е годы над новыми религиозными картинами, Нестеров одновременно пишет и много повторений со старых произведений. Отчасти потому, что необходимо было просто выжить в новых условиях, а спросом пользовались уже известные полотна мастера, отчасти потому, что Нестерова беспокоила судьба его дореволюционных картин. В подтверждение этому находим в одном из его писем следующие строки: «Вы пишете, что мои картины по своим темам и моему к ним отношению стоят как бы вне возможности к ним иного отношения, как только их «художественной ценности». Мне, к моему сожалению, не кажется так, и я ожидаю от новых вершителей судеб нашего искусства немало для себя огорчений. Возможно и то, что все эти «Св. Руси», «Постриги», «Св. Сергий» в одно прекрасное время будут сосланы в народные дома Самары, Вологды, Вятки и прочее».

Также возможно, что, повторяя свои старые произведения, художник ностальгически пытался вернуться в безвозвратно ушедшее, далекое и счастливое время их создания.
Вообще, для Нестерова было характерным «некоторые мотивы повторять по много раз». «Его творчество не иссякало с последними мазками, заканчивающими картину. Наоборот, оно созидало целый ряд новых вариаций на ту же тему», — отмечал еще один из современников мастера. Обращаясь к волнующей его теме, художник каждый раз заново «обыгрывал» ее, находя все новые решения, раскрывая неожиданные глубинные пласты в ее понимании. Это можно проследить на примере многочисленных вариаций «Путника», созданных Нестеровым в 1920-е годы.
Тема пути к Богу — всегда была одной из центральных в творчестве Нестерова, ей были посвящены главные программные произведения художника: картина «Святая Русь»(1901—1905) с взыскующими Бога и пришедшими к нему разными путями русскими людьми, роспись Покровского храма из Марфо-Мариинской обители(1911—1912), где продолжалась разработка той же темы, и, наконец, полотно «Душа народа», где дорога к Христу становилась торжественным, полным эпической мощи и размаха всенародным шествием. Нестеров, объясняя замысел последнего произведения, писал: «Ее перипетии со времен стародавних до наших дней. Тут и юродивый, и раскол, и патриарх с Царем — Народ и наша интеллигенция с Хомяковым, Вл. Соловьевым, Достоевским и Л. Толстым, и слепой воин с сестрой милосердия. Все это на фоне русского волжского пейзажа движется, как бы Крестным ходом, туда, к Высокому Идеалу, к Богу». Слова Евангелия «пока не будете как дети, не войдете в царствие небесное», выбранные им самим, к «Душе народа», не были случайны. Нестеров ставил и пытался решать своей картиной задачу вселенского масштаба. Как гениальный провидец, обратившись к важнейшему ключевому понятию Евангелия, вслед за Достоевским и русской философией, и продолжая собственные искания и открытия, он утверждал этой своей картиной мысль об искупительном страдании как национальном своеобразии русского народа. «Процесс христианства на Руси длительный, болезненный, сложный. Слова Евангелия — «пока не будете как дети, не войдете в царствие небесное» — делают усилия верующих особенно трудными, полными великих подвигов, заблуждений и откровений…» — писал Нестеров.

Ссылка на основную публикацию
Электронейромиография что такое ЭНМГ обследование, виды (стимуляционная, поверхностная, локальная)
Электронейромиография (ЭНМГ) ЭНМГ (электронейромиография ) – диагностическая процедура, позволяющая оценить состояние мышц и периферической нервной системы. Она дает возможность максимально...
Щемит сердце вероятные причины, что делать
Щемит в области сердца: причины, что может быть? Рассмотрим, почему возникают щемящие боли в сердце, первая помощь, когда обязательно нужно...
Щипцы для удаления зубов и другие стоматологические инструменты элеваторы, люксаторы, классификация
Классификация стоматологического хирургического инструментария Инструменты, используемые в хирургической стоматологии: - Инструменты, применяемые для удаления зубов - Инструменты для сепарации периодонтальной...
Электронная библиотека ДВГМУ Восстановление передних зубов с коронково-корневыми переломами
Перелом зуба Перелом зуба - это повреждение целостности коронки или корня вследствие механического воздействия. В хирургической стоматологии чаще всего встречается...
Adblock detector