Типы сказок в сказкотерапии ВКонтакте

Типы сказок в сказкотерапии

(Типология терапевтических сказок в помощь начинающему сказкотерапевту)

Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития своего творческого потенциала, мы вскоре с удивлением обнаруживаем, что сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом слушают и просят пересказать ещё и ещё наши дети, наши ученики, наши пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу же начинает жить самостоятельной жизнью.

Но сочинять сказки в рамках сказкотерапевтического тренинга можно по-разному — спонтан­но и туманно или со знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было — ещё никому не повредило. Итак, давайте же приведём свои мысли в порядок, подступившись к типам сказок, используемых в сказкотерапии.

Их всего пять. Начнём по порядку.

Первый тип сказок. Дидактическая сказка

Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

Ну а кроме прочего — показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за­канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен вы­полнить дома.

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

  • как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
  • как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
  • как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
  • как и зачем нужно убирать на место игрушки,
  • как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет кото­рых — прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык.

Кстати говоря, дидактические сказки бывают и для взрослых людей (например, о необходи­мости пользоваться презервативами), но дидактические сказки для взрослых меньше распро­странены в силу того, что взрослые люди уже довольно скептически относятся к попыткам «расшевелить их» путём незамысловатой наглядной агитации в стиле «улицы сезам».

Ребёнок — совсем другое дело. Любое рутинное и скучнейшее для него занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствую­щую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

Второй тип сказок. Психологическая сказка

Психологическая сказка — чуть сложнее и одновременно — чуть проще. Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на лич­ностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафориче­ском виде. В этом её сложность.

Так чем отличается дидактическая сказка от психологической? Да, собственно, только тем, что первый тип сказки концентрируется на обучении полезным навыкам, делам, действиям, бытовой стороне жизни.

А сказка психологическая полностью убирает быт из своих целей и задач. Психологическая сказка не будет учить Вас — как заварить свежий чай к маминому приходу. Психологическая сказка не станет рассказывать, как переходить улицу и как надуть шарики к дню рождения друга.

Но она сосредоточится на психологической стороне всех этих действий. Она сосредоточится на ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ слушающего и объяснит ему — зачем любить маму, зачем любить своих друзей и зачем вообще беречь свою молодую жизнь.

То есть, психологическая сказка «берёт шире». Человек, который понял, что маму нужно лю­бить, может теперь сам придумать несколько дел, помимо заваривания чая. Человек, кото­рый понял, зачем нужно беречь свою молодую жизнь, понял это не только в случае с перехо­дом улицы.

Третий тип сказок. Психокоррекционная сказка

Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека — как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокор­рекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.

События, которые происходят с героями психокоррекционной сказки могут быть похожи на события обычной жизни, а могут звучать как несколько абстрактные метафоры.

Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и крив­лялся, смотря в ручей — ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром — очень похоже на события обычной жизни.

А вот психокоррекционная сказка, звучащая как более сложная и более абстрактная метафо­ра.

«Идёт Волк по лесу — грустный-грустный и плачет. Навстречу ему Зайчонок. «Что ты пла­чешь, волк?» — спрашивает Зайчонок. «Никто меня здесь не любит» — отвечает ему Волк — «ухожу жить в другой лес».

«А свои страшные зубы ты с собой берёшь?» — спрашивает Зайчонок»

Сказки такого, второго типа нуждаются в обсуждении и прояснении. Здесь важно дать вы­сказаться первому — тому, кто эту сказку слушал. Очень часто мнение психотерапевта может расходиться с мнением слушателя. Тогда совместными усилиями они придумывают тот ва­риант сказки, который устроил бы обоих.

Четвёртый тип сказок. Психотерапевтическая сказка

Психотерапевтическая сказка — это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках — отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки — оказать своевремен­ную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, выле­чить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч.

Я предлагаю всем, кто интересуется этим типом сказки в первую очередь обратиться к буд­дийским джатакам, а также к малоизвестным сказкам Андерсена.

Пятый тип сказки. Медитативная сказка

Медитативная сказка — самая сложная. Её под силу создать и рассказать (получив нужный эффект от слушательской аудитории!) лишь тем, кто одарён свыше даром рассказчика, боя­на, скальда, аэда, акына, Шахерезады . ну, в общем, дорогу эту осилит тот, кто «в своих прошлых жизнях», вероятно, рассказывал истории королям и пастухам, кого приглашали в дворцы и к ночному костру, и тот, кто уже в этой жизни, в далёком детстве доводил до ледя­ного ужаса соседей по койкам на мёртвом часе в пионерлагере, и кому не составит труда, держать в напряжении слушательскую аудиторию, рассказывая, в общем-то какую-то спонтанную ересь.

Итак, что требуется от медитативной сказки:

  1. Создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей
  2. Создание ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать даже те, кто визуализировать не умеет.
  3. Разговор с бессознательным.
  4. Глубокое погружение слушающего в сказочный процесс.

Чего НЕ требуется от медитативной сказки:

  1. от неё не требуется иметь чёткий и ясный сюжет.
  2. Строгое начало и понятный конец.

Медитативная сказка работает с юнговскими архетипами. А вы знаете, какой главный при­знак у того, что перед нами -юнговский архетип? Главный признак — ничего не понятно!

Поэтому, чем туманнее и а»сумасшедшее» будут завихрения сюжета в медитативной сказке, тем ближе к Юнгу.

На что нужно ориентироваться, пытаясь сочинить медитативную сказку?

Ориентируйтесь на сны, если Вам снятся сложные, многоступенчатые сновидения — то на­чните с их художественного пересказа.

Читайте также:  Даниелян Анжела Вячеславовна (Москва) - отзывы о враче акушер, гинеколог, репродуктолог

Медитативные сказки лучше всего работают тогда, когда их слушают в специально создан­ных условиях, способствующих а) релаксации и б) нагнетанию определённых психоэмоцио­нальных состояний.

Для чего рассказывают медитативные сказки?

Медитативная сказка обычно служит прологом, настроем к психотерапевтическому сеансу.

Однако она может выполнять и самостоятельную функцию — поднимать «наверх»материал Бессознательного, который нужно отрабатывать, пробуждать личностный потенциал челове­ка, служить подсказкой к принятию самостоятельного решения.

В этом смысле мне очень нравятся короткие сказки Толкина и сборник сказок Джоан Ро­улинг «Сказки барда Бидля».

Хотя. медитативные сказки — это мой любимый жанр, которому я отдаю нескрываемое предпочтение и в связи с этим, хочу предупредить: сокровищница, где хранятся медитатив­ные сказки отнюдь не исчерпывается Толкином и Роулинг. Ищите и обрящете.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Психокоррекционные сказки в работе с детьми. Подбор методов, алгоритмы написания и воздействие на детей

Психокоррекционное воздействие сказки известно человечеству уже не одну тысячу лет. Однако как один из методов становления личности оно стало использоваться сравнительно недавно. Сказкотерапия (именно так называется этот способ коррекции) находит свое применение в воспитании и в образовании, в стимулировании развития ребенка и во время тренинговых занятий.

Использование данного метода становится особенно актуальным в наше время. Ведь сказка позволяет оказать активное и в то же время ненавязчивое внушающее воздействие. В своих коллизиях и символах она преподносит в зашифрованном виде самые важные характеристики модели поведения, а также те убеждения, которые являются предпочтительными в обществе, чем и способствует становлению личности.

Характеристика метода сказкотерапии

В каких случаях рекомендовано использование данного способа воздействия на детей? Психокоррекционные сказки применяются в работе с теми пациентами, которые имеют некоторые поведенческие и эмоциональные затруднения. При использовании данного метода решаются проблемы, возникающие у дошкольников, а также у детей младшего школьного и иных возрастов. Психокоррекционные сказки помогают в работе с неуверенными, агрессивными и застенчивыми детьми, а также с теми, у которых особенно выражены чувства вины, стыда и лжи.

Оказывает содействие сказкотерапия в лечении психосоматических заболеваний, энурезов и т. д. Сам процесс подобного устранения проблемы приводит к тому, что ребенок начинает анализировать существующие у него отклонения и осознавать пути их решения.

В чем причины эффективности сказкотерапии?

Рассказанные взрослыми истории притягивают детей. Сказки позволяют подрастающему человеку свободно фантазировать и мечтать. При этом для ребенка они являются особой реальностью, позволяющей познавать взрослый мир переживаний и чувств.

Кроме этого, маленькие дети обладают сильно развитым механизмом идентификации. Другими словами, им не составляет особого труда эмоционально объединить себя с другим персонажем или человеком, присвоив при этом его образцы норм ценностей. В связи с этим, слушая психокоррекционные сказки, ребенок начинает сопоставлять себя с их героями, понимая при этом, что проблемы и переживания существуют не только у него.

Целью психокоррекционных сказок являются ненавязчивые предложения выхода из самых различных ситуаций в виде позитивной поддержки возможностей маленького человека, а также путей решения возникающих конфликтов. Ребенок при этом начинает представлять себя в роли положительного героя. Почему это происходит? Да потому, что положение главного героя является наиболее привлекательным, если сравнивать его с прочими персонажами. Таким образом, психокоррекционные сказки для детей позволяют им усваивать правильные моральные нормы и ценности, а также различать зло и добро.

По утверждениям специалистов, метафора, без которой не обходится любая фантастическая история, позволяет обеспечить контакт левого и правого полушария мозга. Что происходит при этом в процессе восприятия психокоррекционных сказок? В работу включается левое полушарие. Оно извлекает из сюжета логический смысл. Правое же полушарие остается свободным для творчества, воображения, фантазии и мечтаний.

Специалисты, проводящие психокоррекционную работу с детьми, отмечают, что на вербальном, осознаваемым маленьким пациентом уровне, он может вовсе и не принимать сказку. Тем не менее положительный эффект от такой работы будет непременно присутствовать, так как изменения, как правило, происходят на уровне подсознания. При этом отмечается, что использование одной и той же сказки оказывает различное влияние. Каждый ребенок находит в ней то, что особенно актуально для него, и то, что созвучно его проблемам.

Исходя из имеющейся практики, психокоррекционные сказки у беспроблемных детей чаще всего не находят особого эмоционального отклика. Они воспринимаются ими в качестве интересных историй и не приводят к изменениям в поведении.

В сказкотерапии используется два подхода. Эти психокоррекционные методы отличаются друг от друга по степени индивидуализации волшебных или фантастических историй, а также исходя из уровня директивности способа. Рассмотрим их подробнее.

Направленная форма

При директивном методе сказкотерапии педагог или психолог являются главным лицом, активно участвующим в процессе занятий и внимательно наблюдающим за поведением ребенка. Это позволяет интерпретировать реакции маленького пациента и правильно выстраивать свою дальнейшую тактику.

В этом случае психотерапевтические метафоры, которые используются при такой работе, должны быть созданы и подобраны индивидуально, исходя из целей работы и проблем, имеющихся у ребенка.

Те психологи, которые работают с использованием данного метода, отмечают тот факт, что при создании сказки они, прежде всего, ставят своей целью получение желаемого результата. Он при этом должен быть:

  • конкретным;
  • подконтрольным, то есть зависимым не от внешних обстоятельств, а от самого ребенка;
  • сформулированным в максимально позитивном виде, то есть подчеркивать, от чего следует избавляться, а к чему необходимо стремиться.

И если сама структура истории будет связана с проблемами и с жизнью маленького пациента, то это позволит эффективно сработать психокоррекционным механизмам сказки.

Сюжет повествования при директивном методе

Каков алгоритм составления психокоррекционной сказки при направленной форме работы с детьми? Прежде всего, требуется обращать особое внимание на подбор персонажей. Немаловажное значение имеет и установление между ними определенных отношений. Для максимально эффективного проведения психокоррекционной работы с детьми сказку составляют таким образом, чтобы ее герои соответствовали участникам реального конфликта. При этом специалисту понадобится установить между персонажами символические отношения, сходные с теми, которые имеют место в жизненном конфликте.

Например, основная проблема маленького пациента может заключаться в несогласованности между родителями применяемых ими методов воспитания. Папа, вполне возможно, завышает свои требования к ребенку, а мама всячески заступается и защищает свое чадо. В таком случае сказочный сюжет может повествовать о членах команды какого-либо волшебного корабля. В ее состав психолог включает строгого капитана и доброго помощника, а также неумелого молодого юнгу.

Те специалисты, которые являются сторонниками директивного направления, указывают, что для того, чтобы составить интересную сказку для ребенка, понадобится предварительно выяснить увлечения и интересы маленького пациента. На них впоследствии психологу и рекомендуется опереться при создании истории. Использование понятной и близкой для малыша темы позволяет ему быстро вжиться в предлагаемый образ сказочного героя, соотнеся при этом свои и его проблемы, а также увидеть необходимый выход из конфликтной ситуации.

Например, для шестилетнего мальчика, у которого отмечен высокий уровень развития интеллекта, увлекающегося астрономией, но испытывающего значительные трудности в общении, психологом может быть придумана сказка об одинокой звездочке. Она хотела подружиться с другими звездами, но никак не могла преодолеть огромного расстояния до них.

Ненаправленная форма

Существует и менее директивный метод сказкотерапии. В его основе лежит представление о том, что каждый ребенок – это уникальная личность, по-своему воспринимающая окружающий мир. Такая психокоррекционная программа для детей ставит своей целью помочь маленькому пациенту в выявлении и осознании имеющейся проблемы. Составленная специалистом история обязательно содержит указания ребенку и на некоторые направления их решения.

Педагогом или психологом в данном случае создается особая эмоциональная атмосфера. Она направлена на поддержание всего доброго и позитивного, что есть у ребенка, признавая его право на любые чувства, но при этом выдвигая социальные требования. Например, детям указывают на то, что не следует кусаться, драться или обзываться.

Чаще всего при использовании данного направления занятия проводятся сразу с группой маленьких пациентов в составе 3-5 человек. Длительность такого курса составляет 1-2 месяца. Сказки в этом случае создаются для всей группы, так как считается, что ребенок будет воспринимать предложенную историю по-своему, взяв из нее только то, что актуально его проблеме.

Читайте также:  Врожденные пороки митрального клапана

Сюжет повествования при недирективном методе

Сказки при ненаправленной форме коррекционной работы составляются в виде целого цикла историй. Между собой они связаны одними и теми же персонажами. В каждой сказке герои попадают в различные приключения. Подобный алгоритм весьма удобен. Ведь ребенок быстро привыкает к постоянным героям, и ему становится намного проще сравнивать себя с ними. Помимо этого, используемый цикл историй порой включает в себя некоторые ритуальные моменты, а команды, которые переходят из одной сказки в другую, позволяют максимально эффективно руководить проводимыми сеансами.

Существуют различные типы сказок для психокоррекционной работы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Дидактические сказки

Главным предназначением подобных историй является занимательная подача материала. Даже в том случае, когда психологом используются звуки, цифры, буквы, арифметические действия и прочие сложные символы, они должны быть представлены в игровой форме и быть одушевленными. Так сказочные образы начнут раскрывать смысл повествования и максимально качественно передавать необходимые знания.

Характерным признаком данного типа коррекции является применение предметной информации. Одновременно с этим начинает происходить развитие у детей творческих способностей, формируются их речевые навыки и совершенствуется мышление.

Работа с дидактической сказкой включает в себя отдельные этапы. В их числе — прослушивание и обсуждение, анализ, а также оценка сюжета. При мотивированном и систематическом применении подобного приема терапии ребенок начинает избегать типичных ошибок и добивается высоких результатов по изучаемой теме.

Сочинение дидактических сказок весьма эффективно и для пациентов подросткового возраста. Подобный прием позволяет полностью реализовать интеллектуальные и творческие ресурсы ребенка. К решению учебной задачи он начинает подходить благодаря восприятию достижения успеха, которого (как он начинает осознавать) можно добиться только после прохождения сложных испытаний.

Дидактические психокоррекционные сказки для младших школьников являются основным направлением в работе с детьми этого возраста. Специалисты отмечают, что при их использовании даже самые труднообучаемые и трудновоспитуемые дети начинают проявлять интерес к материалу.

Психотерапевтические сказки

Особенность подобных историй состоит в том, что их сюжет должен быть аналогичен проблеме, которая имеется у ребенка, но при этом не иметь с ней прямого сходства. Рассказанные истории должны предлагать решение существующей проблемы. Не зря их называют еще и сказками, способными врачевать душу.

Для какого возраста подходит использование подобного направления? Весьма эффективным оказываются такие психокоррекционные сказки для дошкольников, а также для старших детей. Применяют их и для подросткового возраста.

Виды психотерапевтических сказок

Специалисты выделяют несколько типов подобных историй. Среди них:

  1. Сказки о ребенке, очень похожем на маленького пациента. В этом случае главный герой повествования может стать другом малыша. События, которые будут происходить в истории, непременно должны быть похожи на те, которые имеют место в реальной жизни. На подобном примере дети учатся не только решать свои проблемы, но и приходить к самостоятельным выводам. Например, ребенку, не желающему заниматься гимнастикой, вполне уместно будет рассказать историю, в которой главный герой случайно подслушал разговор о пользе таких занятий. Он понял, что гимнастика способна придать ему такую энергию и силу, которые позволят добиться желаемого.
  2. Истории о маленьком пациенте. Слушая такие сказки, ребенок начнет напрямую отождествлять себя с ее главным героем. При этом педагогу или психологу понадобится включить в свое повествование некоторые элементы, напрямую перенесенные из реальной жизни. Это названия игрушек и имена друзей или любимых малышом мультяшных героев. В сказке подобного типа главный персонаж должен быть наделен теми положительными качествами, которые желательно привить маленькому пациенту. Например, невежливость может быть откорректирована поступками героя. В сказке он должен со всеми здороваться и каждому помогать. Если ребенок боится темноты, то для него полезными станут истории о маленьком персонаже, вызволяющем кого-либо из страшного и темного подземелья. По утверждениям психологов, таким образом можно добиться эмоционального восприятия истории. По истечении некоторого времени сказка начнет соотноситься с реалиями. Порой модель поведения у ребенка меняется в нужную сторону уже спустя несколько часов после проведенного сеанса. Ведь малыш начнет примерять роль главного персонажа на себя.

Функции психокоррекционных сказок

Какой цели можно добиться, рассказывая ребенку специально придуманные для него истории? Все типы сказок для психокоррекционной работы позволяют:

  1. Воспитать в маленьком человеке самые хорошие качества. Это доброта и порядочность, искренность и смелость, честность и отзывчивость.
  2. Обучить правилам поведения. Психокоррекционные сказки делают это ненавязчиво и мягко. Ведь подобные истории необходимы для того, чтобы малыш прочувствованные им эмоции грусти и радости, а также сопереживания персонажам переносил в реальную жизнь.
  3. Привить маленькому человеку извечные ценности, а также обучить его пониманию окружающего мира и тех отношений, которые существуют между людьми.
  4. Расслабить.
  5. Воспринять положительный опыт и показать модели идеальных взаимоотношений.

Те качества, которыми обладают выдуманные герои, играют в сказкотерапии лишь вспомогательную роль. При этом они помогают сформировать у ребенка необходимые черты характера. Чаще всего психологи пытаются завуалировать сюжет истории. Они делают его несколько более запутанным, чем события реальной жизни. С малышом, который должен найти выход из проблемной ситуации, специалисты разговаривают как с взрослым. Только в таком случае производимая маленьким пациентом духовная работа станет максимально эффективной.

Психокоррекционные сказки для младших школьников должны иметь сюжет, основанный на их личном интересе. В 6 лет на ребенка желательно воздействовать с помощью забавных историй, содержащих в себе увлекательные приключения. В 7 лет оптимальным вариантом явятся волшебные сказки. В этом возрасте желательно также знакомить малышей с произведениями разных авторов. В 8-9 лет детям будут особенно интересны притчи и бытовые сказки. Они с удовольствием прослушают истории, имеющие разветвленный сюжет, где помимо переживаний и чувств героев добавятся и авторские размышления.

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Читайте также:  Как подготовить собаку к прививке, чем глистогонить щенка

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Диагностика.

Придумывание собственной истории.

Создание кукольных персонажей.

Театрализованная постановка.

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Ссылка на основную публикацию
Тест на беременность до задержки месячных самый точный (отзывы), онлайн-тест
Имеет ли смысл делать тест до задержки О тесте на беременность Об учреждении Администрация Врачи Вакансии Средний медицинский персонал Персонал...
Тахикардия — Кардиология Хирсланден Швейцария
Мерцательная аритмия Бывает, «сердце в груди бьется, как птица» или «как осенний лист дрожит». А иногда «то забьется, то замрет»....
Тахикардия — когда сердце бьётся часто
Тахикардия Тахикардия — (греч. tachys – быстрый и kardia – сердце) это увеличение частоты сердечных сокращений более 90 уд в...
Тест на генетическую непереносимость лактозы
В чем выражается непереносимость лактозы Содержание: 1 Влияние лактозы на организм 2 Признаки и симптомы непереносимости лактозы 3 Продукты с...
Adblock detector