Уровни построения движений по Н 1

Тема 12. Нарушения уровневой организации движений.

01. В чем состоит отличие концепции Н.А. Бернштейна от традиционных представлений об организации движений?

движения разделяются на произвольные и непроизвольные

*движения делятся на классы

*понятие рефлекторной дуги заменяется понятием рефлекторного кольца

отрицается ведущая роль пирамидной системы

*дается новое представление о сущности координации движений

экстрапирамидная система делится на два отдела

02. Какие уровни построения движений выделяет Н.А. Бернштейн?

таламо-стриальный уровень синергий и штампов С1

кортико-премоторный уровень действий D

*пирамидно-стриальный уровень пространственного поля С

*теменно-премоторный уровень действий D

*рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций А

*группа высших кортикальных уровней символических координаций Е

*таламо-паллидарный уровень синергий и штампов В

рубро-паллидарный уровень регуляций А

03. Укажите нейронные группы, которые относятся к рубро-спинальному уровню А?

*червь и дольки мозжечка

*мотонейроны спинного мозга

*вестибулярное ядро Дейтерса

04. Укажите признаки гипофункции уровня А?

*патологический процесс поражает структуры уровня А

патологический процесс поражает структуры уровня В

*мышечная гипотония с нарушением рефлекторной регуляции тонуса

ходьба мелкими шажками

05. Укажите признаки гиперфункции уровня А?

патологический процесс поражает структуры уровня С

*патологический процесс поражает структуры уровня В

мышечная гипотония с нарушением рефлекторной регуляции тонуса

ходьба мелкими шажками

*общая ригидная гипертония мышц

06. Укажите нейронные группы, которые относятся к таламо-паллидарному уровню В?

переднее ядро таламуса

*задневентральный (VP) ядерный комплекс зрительного бугра

латеральные коленчатые тела

головка хвостатого ядра

07. Укажите признаки гипофункции уровня В?

патологический процесс поражает структуры уровня С

*патологический процесс поражает структуры уровня В

*ходьба мелкими шажками

общая ригидная гипертония мышц

08. Укажите признаки гиперфункции уровня В?

*патологический процесс поражает структуры уровня С1

патологический процесс поражает структуры уровня В

патологический процесс поражает структуры уровня D

ходьба мелкими шажками

09. Укажите нейронные группы, которые относятся к пирамидно-стриальному уровню пространственного поля С?

*4 поле Бродмана

*кора полушарий мозжечка

*первичные сенсорные поля

вторичные сенсорные поля

10. Укажите признаки гипофункции уровня С?

*патологический процесс поражает структуры уровня С

патологический процесс поражает структуры уровня D

мышечная гипотония с нарушением рефлекторной регуляции тонуса

Уровни построения движений по А.Н. Бернштейну. Уровневое строение письма по А.Н. Бернштейну.

По мнению Н. А. Бернштейна, в системе движений можно выделить 5 уровней, которые обусловлены смыслом, задачей движения и содержанием информации в цепи обратной связи:

А — уровень (генетически обусловленный) «обслуживает» тонус мышц, состояние равновесия;

В — уровень (синергий) ориентирован на взаимное положение частей тела и координацию сложных двигательных актов;

С — уровень (пространственного поля) связан с организацией движения в условиях воздействии факторов внешнего пространства;

D — уровень (предметных действий) включает кору головного мозга в управление движениями;

Е — уровень (интеллектуальных двигательных актов) обеспечивает движения, связанные с речью, графикой, письмом.

A — С точки зрения анатомии — это рубро-спинальный уровень, а функционально – это уровень палеокинетических регуляций. В качестве характерных движений этого уровня Бернштейн приводит рефлексы реципрокной иннервации и денервации мышц антагонистов, регулирование скоростных показателей моторных единиц и т. п.

При письме этот уровень обеспечивает мышечный тонус, позу, удержание прибора для письма и т.п.

B — таламо-паллидарный уровень или уровень синергий. Этот уровень построений отвечает за следующи характеристики движений:

  1. Ведение высокослаженных движений всего тела, в которое вовлекаются многие десятки мышц.
  2. Организация и контроль протекания движения во времени — в частности, уровень В, по мнению Бернштейна, отвечает за ритмическую организацию движений.
  3. Шаблонные — повторяющиеся ритмически или одиночные движения очень характерны для данного уровня построений.

При письме этот уровень обеспечивает плавность движений, их взаимную координацию.

C — пирамидно-стриальный уровень или уровень пространственного поля.

Бернштейн выделяет следующие группы, относящиеся к данному уровню:

  1. Всевозможные локомоции;
  2. Манипулирование с пространством отдельных частей тела, например, игра на музыкальных инструментах.
  3. Перемещение вещей в пространстве;
  4. Баллистические движения;
  5. Движения прицеливания;
  6. Подражательные и копирующие движения

При письме этот уровень обеспечивает пространственные характеристики движений, то есть, во многом влияет на почерк. Характер, ориентация линий, компоновка элементов письма на листе – введении этого уровня.

D — теменно-премоторный уровень или уровень предметных действий, смысловых путей и т. д. Группы движений с ведущим уровнем D, выделяемые Бернштейном;

  1. С малым участием технических фонов — движения предметной ориентации — ощупывание, разглядывания, примеривания и т. п., схематическое рисование, манипуляции с предметами.
  2. Основной фоновый уровень — С. Технические навыки, требующие точной метрической выверенности движений — черчение, работа токаря, хирурга, резчика и т. п.
  3. Основной фоновый уровень — В. Движения косца, землекопа, многие движения при работе на конвейере. Вязание на спицах, мотание ниток, вязание узлов.
Читайте также:  Полиоксидоний инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Pol 2

При письме этот уровень обеспечивает владение инструментом письма, собственно навык скорописи.

E — уровень символической координации (речи, письма и т. п.)

Данный уровень, как следует из его названия, отвечает за речевые, символические движения. Например, это письмо, изображение каких-либо символов, речедвигательная активность, использование языка глухонемых и т. п.При письме этот уровень отвечает за смысловую составляющую текста.

Уровни мозговой организации ВПФ

Помимо описанного выше деления мозга на анатомические и функциональные отделы, существует также его деление на уровни организации ВПФ. Оно было проведено выдающимся отечественным нейрофизиологом Н.А. Бернштейном. Несмот­ря на то, что труд Н.А. Бернштейна посвящен описанию мозго­вых механизмов произвольных движений, его содержание выходит далеко за рамки описания двигательных функций. Труд Н.А.Бернштейна дает представление об иерархии уровней мозговой организации психической деятельности человека в целом. По Н.А. Бернштейну, мозговые структуры, участвующие в организации произвольных движений человека, анатомически представлены пятью основными уровнями, обозначенными по восходящей латинскими буквами А, В, С, D и Е. Помимо этого, каждому уровню организации движений дано название, отра­жающее его анатомический и функциональный радикал:

анатомически: субкортикальный руброспинальный; функционально: палеокинетических регуляций;

анатомически: субкортикальный таламо-паллидарный; функционально: двигательных синергии и штампов;

анатомически: кортикальный пирамидно-стриальный; функционально: пространственных координации;
Уровень D

анатомически: кортикальный теменно-премоторный; функционально: гностико-праксический;
Уровень Е

анатомически: кортикальный; функционально: символический (языковой).

Разным уровням мозговой организации двигательных и ВПФ соответствуют разные типы полей коры мозга.

Уровни А и В являются подкорковыми, уровни С, D и Е — корковыми. На уровне С расположены первичные поля коры, уровень D представлен вторичными полями, а Е — третичными. Каждый последующий уровень (тип полей мозга) сложнее пре­дыдущего по анатомическому строению, выше по функциональ­ной иерархии и моложе по филогенетическому возрасту.

Уровень А принимает непосредственное участие в обеспече­нии иннервации мышц тела, снабжает нервной энергией и мыш­цы речевого аппарата. Н.А. Бернштейн назвал его уровнем палеокинетических регуляций (pale — от лат. слова «древний»).

Уровень В, обеспечивающий способность совершать коорди­нированные синергические движения, выполняет эту же функцию в отношении речевых актов, включая произнесение звука речи. Благодаря нервным структурам этого уровня вырабатываются Двигательные штампы, стереотипы, в том числе речедвигательные.

Уровень С предназначен для выработки умения совмещать внутреннее пространство тела и внешнее, находящееся вне него. Рамках речевой деятельности он осуществляет соотнесение, совмещение речевых движений с пространством (сила голоса, степень интенсивности артикуляционных движений и т.п.).

Следующие два уровня мозга — D и Е (высшие) — имеют еще большее отношение к речевой и другим ВПФ. Их функциональ­ные роли распределяются следующим образом: символический языковой уровень ответственен за способность приобрести зна­ние об абстрактных символах — буквах, цифрах, геометриче­ских, алгебраических знаках и пр., а гностико-праксический — за операции гнозиса (распознавания) конкретных стимулов и праксиса (воспроизведения) поз, например, кистей руки, паль­цев, артикуляции по их обобщенным топографическим схемам.

Функции гностико-праксического уровня в значительной мере конкретны (предметны) по своей психологической сути, а символического (языкового) — абстрактны, и, следовательно, выше по степени сложности.

Таким образом, уровень А, по Н.А. Бернштейну, является стволовым, а уровень В — подкорковым; уровни С, D и Е — кор­ковыми.

2.2.7. Роль подкорковой области мозга в реализации ВПФ

Кора является высшим отделом мозга, поэтому играет основ­ную роль в формировании и реализации ВПФ. Однако нельзя не учитывать и тот вклад, который вносит подкорковая область. Анатомически она является чрезвычайно сложной, составлен­ной разными структурами мозга Кроме того, подкорка много­функциональна, поскольку участвует в обеспечении:

— координации сложных двигательных актов;

— процессов ауторегуляции в организме (обмен веществ, иммунная, гормональная системы, биоритмические процес­сы и т.п.);

— подсознательных и бессознательных процессов психиче­ской деятельности.

Основные анатомические структуры подкорки образованы скоплением серого вещества в толще полушарий большого мозга и называются базальными ядрами.К ним относят хвоста­тое ядро, скорлупу, ограду и миндалевидное тело. Хвостатое ядро и скорлупа хотя и разделены внутренней капсулой, пред­ставляют собой одно ядро и имеют одинаковую гистологиче­скую структуру. В функциональном отношении они составля­ют единую систему — полосатое тело (striatum — стриатум). Полосатое тело является центром высшего порядка среди структур, составляющих экстрапирамидную систему,в которую также входят и другие структуры серого вещества: бледный пар субталамическое ядро, черная субстанция, красное ядро.

Читайте также:  Выясняем причину субфебрильной температуры - Полезная статья от МЦ Формула здоровья

Они расположены вне основных пирамидных двигательных путей, и поэтому названы экстрапирамидными (extra — от лат. «над, вне») (рис. 15, цв. вкл.)

Полосатое тело и бледный шар составляют чрезвычайно важ­ную стриопаллидарную систему. Эта экстрапирамидная структу­ра включается в деятельность пирамидного пути, который идет из коры головного мозга, и тем самым принимает участие в ре­ализации произвольных движений. Филогенетически паллидум старше стриатума. Говоря обобщенно, паллидум отвечает преимущественно за «макромоторику», а стриатум — за «микромо­торику».

Принцип действия паллидума соответствует, по выражению Н.А. Бернштейна, характеру движения рыб — «все или ничего», т.к. рыба движется от головы до хвоста, всем телом. Принцип действия стриатума соответствует характеру движений птиц. Их движения дифференцированы, рассчитаны, точны.

Паллидум старше стриатума по филогенетическому возрасту, поэтому он контролирует его работу (тормозит). Это способству­ет соблюдению природно запрограммированного принципа «экономии усилий».

Стриопаллидарная система в целом обеспечивает сложные двигательные координации. Важно, что она имеет тесные связи с корой мозга, мозжечком, со спинным мозгом, а также много­численными базальными ядрами. Только при совместной деятельности всех этих структур мозга возможно выполнение нормативных движений.

Слаженная работа всей экстрапирамидной системы обеспе­чивает регулировку мышечного тонуса, установку всей мускула­туры для выполнения тонких целенаправленных движений.

В противоположность передней центральной извилине, где имеется тонкая локализация отдельных двигательных функций, подкорковыми узлами обеспечиваются целые комплексы движе­ний. Поражение базальных подкорковых ганглиев сопровожда­ется развитием двигательных нарушений.

Роль подкорки (экстрапирамидной системы) в осуществле­нии речевой и других ВПФ весьма значительна. Она ответствен­на за речевую микро- и макромоторику, и другие сложные двигательные координации. В ее функции входит также регуляция подсознательных и бессознательных психических процессов, о которых писал известный немецкий психиатр З. Фрейд. Кроме того, в состав подкорки входит энергетический блок мозга, вы­деленный и описанный А.Р. Лурией (см. выше), поэтому она участвует в активации коры мозга, поддерживая в ней необходимый тонус.

Другие базальные ядра — ограда и миндалевидное тело — яв­ляются составными частями так называемого лимбико-ретикулярного комплекса.

В продолговатом мозге, распространяясь на гипоталамус, серое вещество покрышки среднего мозга и варолиев мост, рас­положена ретикулярная, или называемая иначе сетевидная, фор­мация (рис. 12, цв. вкл.). Она играет главную роль в корково-подкорковых взаимоотношениях. Она получает также импульсы из мозжечка, подкорковых ядер и лимбической системы, а следовательно, принимает участие в обеспечении поведенческих реак­ций в плане их эмоционального обеспечения и адаптации к раз­личным жизненным ситуациям. Кроме того, ретикулярная фор­мация принимает важнейшее участие в обеспечении мышечного тонуса, регулируя положения тела, в обеспечении сердечного ритма и дыхания. Еще более значимо то, что эта система оказы­вает возбуждающее воздействие на кору головного мозга, приво­дя ее в состояние активности.

Лимбическая система ответственна за подсознательное, инс­тинктивное поведение человека, сходное с поведением живот­ных (выживание, размножение). Однако люди в определенной степени сдерживают лимбическую активность, поскольку у них кора мозга, в которую заложены культорологические мораль­но-этические нормы, оказывает регулирующее воздействие на «животные» побуждения.

На подкорковом уровне мозга расположены также таламус и гипоталамус, составляющие таламо-гипоталамический комп­лекс (рис. 12, цв. вкл.). Он предназначен для адаптации основных процессов внутренней среды организма к условиям внешнего мира. Иначе говоря, этот комплекс поддерживает гомеостаз — равновесие внутренней и внешних сред организма. К гипотала­мусу плотно примыкает главная гормональная железа — гипо­физ. Он также участвует непосредственно в регуляции деятель­ности вегетативной нервной системы (кровообращения, дыха­ния, обменных процессов и т.д.).

По Н.А. Бернштейну, функциональная активность этой об­ласти мозга поддерживается простейшими (итеративными, т.е. равномерно повторяющимися) ритмическими импульсами. К ним относится дыхание, сердцебиение, перистальтика ки­шечника и кровеносных сосудов, акты сосания, ползания, ходь­бы, бега. Не менее важны для здоровья ребенка простейшие ритмические действия, начиная с самых ранних периодов онтогенеза. В частности, чрезвычайно важно, чтобы акт сосания проходил активно и в течение 1-го года жизни, чтобы осуществ­лялись активное ползание, ходьба и т.д. Недостаток ритмиче­ских «допингов» нередко приводит к извращенным способам их «добора». Так, всем известны дети, которые долго сосут палец, пеленку, рукава одежды, грызут ногти, онанируют в младенче­стве и прочее.

Читайте также:  Мидримакс® (Midrimax®) - инструкция по применению, состав, аналоги препарата, дозировки, побочные де

Следовательно, деятельность таламо-гипоталамического комп­лекса имеет непосредственное отношение к формированию пси­хики ребенка, составляя важное звено онтогенеза в целом.

Мозжечок расположен над продолговатым мозгом (рис. 1, цв. вкл.). Он составлен двумя полушариями и червем. Червь моз­жечка гораздо старше его полушарий по филогенетическому возрасту. Основной функцией мозжечка является обеспечение точ­ности целенаправленных движений, поддержание равновесия, координация взаимодействия мышц антогонистов и антагонистов. Для выполнения этих задач мозжечок имеет разветвленные свя­зи с самыми различными отделами мозга.

Большую роль мозжечок играет и в координировании слож­ных речевых движений. В сложных из них мозжечок выступает как главный указатель точности движений органов речевого ап­парата (объема, силы, направленности).

Ствол мозга включает: ножки мозга и четверохолмие, мост мозга, мозжечок и продолговатый мозг. Совместно с другими базальными ядрами структуры ствола мозга участвуют в осу­ществлении актов поддержания сердечного ритма, кровяного давления, пищеварения, дыхания, глотания, рвоты. Последние три функции имеют прямое отношение к речевой деятель­ности. Особенно серьезную проблему составляют нарушения глотания — дисфагия (апалический синдром), наиболее часто возникающая у больных с нарушением мозгового кровообра­щения. Помимо медицинской, таким больным необходима экстренная логопедическая помощь. Методики, используемые в этих случаях, составляют отдельный самостоятельный раздел логопедии.

Продолговатый мозг имеет длину 2,5—3 см и расположен между мостом и местом отхождения корешков С, сегмента спинного мозга. По обе стороны от средней борозды расположены про­дольные валикообразные возвышения, называемые пирамида­ми. Здесь проходят нисходящие волокна картикоспинальных (пирамидных) путей.

Из продолговатого мозга берут начало черепные нервы: IX пара — языко-глоточный нерв; X пара — блуждающий нерв;

XI пара — добавочный нерв; XII пара— подъязычный нерв. Именно они имеют прямое отношение к иннервации органов речевого аппарата (рис. II).

III Глазодвигательный нерв

V Тройничный нерв

VII Лицевой нерв

IX Языкоглоточный нерв

X Блуждающий нерв

XII Подъязычный нерв

XI Добавочный нерв

Рис. II

Остальные черепные нервы расположены в других отделах ствола — ножках и мосте мозга: III пара (ядра глазодвигательно­го нерва) и IV пара (ядра блокового нерва) расположены в сред­нем мозге, представленном ножками мозга и четверохолмием. Ядра V пары — тройничный нерв, VI — отводящий нерв, VII — лицевой нерв, VIII — слуховой нерв — располагаются в Варолиевом мосте.

За исключением X пары (блуждающий нерв), все черепные нервы предназначены для иннервации области голова — шея. Сами названия нервов в этом смысле весьма показательны: обо­нятельный, лицевой, тройничный, подъязычный и прочие. Если бы не упомянутая выше X пара (блуждающий нерв), снабжаю­щая нервной энергией область голова— шея, а также бронхи, трахею, легкие, сердце и живот (эпигастральную область), то сказки о говорящей голове вполне могли бы быть реальностью. Благодаря черепным нервам голова имеет отдельную, мощную иннервацию.

Даже не прибегая к метафоре о говорящей голове, можно констатировать, что специальное, по сути, автономное снабже­ние области головы нервной энергией, — чрезвычайно важный факт для понимания мозговых механизмов психики человека.

Следует отметить, что ядра черепных нервов анатомически принадлежат к нижней части головного мозга, а проводящие пути имеют значительную вертикальную протяженность: они простираются от коры мозга до ствола и спускаются далее в спинной мозг.

Несмотря на такое различие в анатомическом представительстве этих систем («по высоте»), обе они относят­ся к одному и тому же (по функциональной иерархии) уровню, поскольку выполняют одну и ту же задачу — снабжают мышцы нервной энергией. Часть проводящего пути, которая относится к черепным нервам, носит название корково-ядерного, или, иначе, кортиконуклеарного пути (cortic — «кора», nucleus — «ядра»), остальная часть обозначается как пирамидный путь (рис. 18, цв. вкл.). Он обеспечивает нервной энергией конечнос­ти тела и вместе с экстрапирамидной системой способствует развитию и исполнению различных по степени сложности дви­жений.

Раздельная иннервация речевой мускулатуры и конечностей тела объясняет то, что при наличии грубых параличей и парезов речевых органов могут отсутствовать параличи или парезы ко­нечностей, и наоборот. Этот факт важен в диагностическом от­ношении не только для врачей, но и для дефектологов и психо­логов, занимающихся восстановительной и коррекционной работой с больными (и детьми, и взрослыми).

Ссылка на основную публикацию
Универсальные удобрения купить в ОБИ
Азофит Микробиологическое удобрение АЗОФИТ Азофит - микробиологический удобрительный препарат для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Основу препарата составляют живые азотфиксирующие бактерии,...
Узлы и кисты щитовидной железы — ПроМедицина Уфа
Сколько стоит вылечить щитовидную железу Когда заходит речь о профилактике болезней, врач обычно рассказывает о правильном питании, физических упражнениях и...
Узнаем как снять чувствительность зубов в домашних условиях народными средствами
Лечение чувствительности зубов народными средствами Чувствительность зубов в науке зовется гиперестезией и является симптомом ряда заболеваний, среди которых лидируют кариес...
Уплотнение возле входа во влагалище
Опухоль во влагалище: симптомы новообразований и лечение С опухолью во влагалище может столкнуться любая женщина. Образования в области влагалища могут...
Adblock detector